Каждая организация может подвергнуться проверке со стороны органа надзора. В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки организаций и учреждений проводятся не реже чем один раз в три года на основании ежегодных планов и согласованных с органами прокуратуры. Ежегодный план проведения плановых проверок разрабатывается органами надзора в соответствие с их полномочиями. С таким планом можно ознакомиться на сайте прокуратуры субъекта Российской Федерации.

В сфере здравоохранения законодатель предусматривает два вида проверок: плановая и внеплановая проверка, каждая из которых может быть проведена в форме документарной проверки и в форме выездной проверки.

Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) — по месту нахождения органа надзора.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) — по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Любая проверка медицинского учреждения начинается с того, что надзорный орган уведомляет медицинскую организацию о начале проведения плановой проверки не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения и если это внеплановая проверка, то не менее чем за 24 часа до начала ее проведения, за исключением случаев, когда органом надзора проводится проверка при поступлении информации о нижеследующем:

  • наличии угрозы возникновения вреда жизни и здоровью граждан;
  • причинении вреда жизни и здоровью граждан;
  • нарушении права потребителя, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к медицинской организации и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

В случае возникновение угрозы причинения вреда или в случае при-чинения вреда жизни и здоровью граждан, внеплановая выездная проверка медицинской организации проводится после согласования с органом прокуратуры, если имеется необходимость в принятии органом надзора срочных мер при обращениях о фактическом причинении вреда жизни и здоровью граждан, органы надзора приступают к проверке незамедлительно с последующим уведомлением органа прокуратуры в течение 24 ч.

Проверка проводится на основании распоряжения, оформленного в соответствии с типовой формой, проверка проводится только тем должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в этом распоряжении. Проверка может проводиться только в соответствии с полномочиями органа государственного контроля и их должностных лиц.

Общий срок проведения проверки составляет не более 20 рабочих дней, но законом предусмотрено продление срока проведения выездной плановой проверки, который может быть установлен дополнительно в случае необходимости проведения сложного и/или длительного исследования, испытания, специальной экспертизы, расследования, где говорится, что срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен в исключительных случаях руководителем надзорной организации, но не более чем на 20 рабочих дней.

По окончании поведения проверки независимо от того, выявлены нарушения или нет, орган надзора составляет в двух экземплярах акт проверки с приложениями необходимых документов. Один экземпляр акта с копиями всех приложений вручается руководителю медицинской организации или его уполномоченному представителю. В случае выявления нарушений, должностные лица органа надзора, проводившие проверку, обязаны:

  • выдать предписание медицинской организации об устранении вы-явленных нарушений с указанием сроков и устранения;
  • выдать предписание о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью;
  • принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан;
  • принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Если медицинская организация не согласна с результатами проверки или с порядком ее проведения, она вправе обжаловать результат проверки или действия и бездействия должностных лиц органа надзора при проведении проверки. В случае если обжалуется результат проверки, то обжалованию подлежит акт проверки или предписание органа надзора об устранении нарушений. В случае если медицинская организация привлечена к ответственности, то обжалованию подлежит постановление о привлечении к административной ответственности. Если в результате проверки выявлены нарушения прав потребителей, орган надзора обращается в суд с заявлением о защите прав потребителей. Если в результате проверки будут установлены признаки преступлений, орган надзора направляет в правоохранительные органы, в органы прокуратуры материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении представителя медицинской организации.

Из данной статьи нужно подчеркнуть то, что законодатель предусмотрел процедуру проведения проверки учреждения и периодичность проведения плановых и внеплановых проверок, чтобы оградить юридические лица и индивидуальных предпринимателей от несанкционированных проверок и упорядочить кратность проведения проверок. Но в действительности это не срабатывает, потому что внеплановых проверок по распоряжению различных министерств и ведомств осуществляется очень много и поэтому происходит наслаивание одних проверок на другие и это мешает работе организации.