Считается, что регулярные занятия спортом в детстве благотворно сказываются на становлении волевых качеств, способствуют развитию самодисциплины. Вместе с тем, вопрос о влиянии спортивной деятельности на становление копинг-поведения остается малоизученным.

Проблема совладающего поведения является актуальной в современном мире, потому что с каждым днем, все большее число людей, перестают справляться с трудными жизненными ситуациями, испытывают дистресс, независимо от того, являются ли они спортсменами или нет.

Цель исследования: выявить особенности совладающего поведения у настольных теннисистов. Мы предположили, что спортсмены чаще используют продуктивные копинг-стратегии и копинг «принятие ответственности», по сравнению с испытуемыми, не занимающимися спортом.

Методики исследования: «Методика определения индивидуальных копинг-стратегий» (Э. Хайм), «Опросник о способах копинга» (Р. Лазарус, С. Фолкман), угловое преобразование Фишера.

Характеристики выборки: в исследовании приняли участие 40 испытуемых юношеского возраста в возрасте от 16 до 1 лет. Экспериментальная группа – 0 теннисистов, занимающихся настольным теннисом не менее 7 лет (10 юношей и 10 девушек). Контрольная группа – 0 человек, из них 10 юношей и 10 девушек, не занимающихся спортом регулярно.

Основные результаты: в обеих группах испытуемые имеют разные уровни принятия ответственности. У 40% спортсменов и 60% не спортсменов обнаружен низкий уровень копинга «принятие ответственности», у остальных (60% и 40% соответственно) – средний уровень. Оба выявленных уровня являются адаптивными и характеризуются признанием своей роли в возникновении проблемы.

Половина испытуемых из каждой группы использует относительно-продуктивные поведенческие копингстратегии, большинство как спортсменов (65%), так и не спортсменов (65%) применяют относительнопродуктивные когнитивные копинги, что позволяет им справляться только с некоторыми не очень значимыми стрессами.

Преобладающим типом индивидуальных эмоциональных копинг-стратегий в обеих группах является продуктивный (65% и 70% соответственно), позволяющий успешно справляться со стрессами, используя конструк- тивные эмоциональные способы совладания.

Результаты исследования позволяют предположить, что характер и стойкость к трудностям у людей не зависит от регулярных занятий спортом в детстве и юношеском возрасте, а формируется под влиянием других факторов.

Таким образом, в совладающем поведении настольных теннисистов и лиц, не занимающихся спортом, статистически достоверных различий не обнаружено. Спортсмены и не спортсмены сходным образом справляются с трудными жизненными ситуациями и стрессовыми условиями своей жизни. Для испытуемых из обеих групп характерно использование относительно-продуктивных когнитивных копинг-стратегий, продуктивных эмоциональных копингов, средний уровень выраженности конфронтационного копинга, дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, планирования решения проблем.