Цель исследования – выявить специфику совладающего поведения девушек, воспитывавшихся в неполных материнских семьях.

Совладающее поведение – это целенаправленное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации. Оно направлено на повышение адаптации личности к среде и определяется через совокупность копинг-стратегий – конкретных действий по совладанию со стрессом.

Несмотря на многочисленные исследования совладающего поведения, малоизученным является вопрос о влиянии на его становление условий семейной социализации.

В работе были использованы: «Методика определения индивидуальных копинг-стратегий» (Э. Хайм),«Опросник о способах копинга» (Р. Лазарус, С. Фолкман), угловое преобразование Фишера.

В исследовании приняли участие 40 девушек, единственных детей в семье, студенток гуманитарных направлений в возрасте от 17 до 0 лет. В экспериментальную группу вошли 0 испытуемых с раннего детства воспитывающихся в неполных материнских семьях. Контрольную группу составили 0 девушек из полных родительских семей.

Были обнаружены статистически достоверные различия в совладающем поведении между группами. У девушек из неполных родительских семей чаще встречаются относительно – продуктивные когнитивные копинг – стратегии (80%), по сравнению с контрольной группой (50%) (φ* =,03; p≤0,05), т.е. они чаще используют те способы совладания, которые помогают им справляться с некоторыми не очень значительными трудными ситуациями. Испытуемые из экспериментальной группы в целом чаще используют относительно – продуктивные копинг – стратегии (70%), по сравнению с контрольной группой (40%) (φ* =1,3; p≤0,05). Девушки из полных семей в целом чаще применяют продуктивные копинг – стратегии, чем испытуемые из экспериментальной группы  (φ* =,67; p≤0,01),  т.е они чаще используют те копинги, которые позволяют успешно решать трудные ситуации.

У девушек из неполных родительских чаще встречается высокий уровень выраженности копинга «планирование решения проблем» (60% и 5% соответственно) (φ* =,; p≤0,05), при котором преодоление проблемы за счет анализа ситуации не всегда приводит к конструктивному ее разрешению. Испытуемые из полных семей чаще имеют средний уровень планирования решения проблем (70% и 40% соответственно) (φ* =1,3; p≤0,05), являющийся адаптивным способом разрешения трудных ситуаций за счет планирования возможных вариантов их решения.

Таким образом, девушки, воспитывающиеся в неполных материнских семьях, используют менее эффективные способы совладания со стрессом, чем их сверстницы из полных семей. Результаты исследования позволяют предположить, что условия семейной социализации в неполной семье являются фактором риска для формирования продуктивных способов преодоления стрессов.