Проблеме социального интеллекта посвящено немало трудов, вместе с тем, несмотря на имеющиеся научные исследования в этой области, не совсем ясными остаются вопросы о критериях измерения социального интеллекта и особенностях его проявления у школьников.

Целью нашего исследования было сравнительное изучение социального интеллекта мальчиков и девочек младшего школьного возраста и юношей и девушек старшего школьного возраста.

В исследовании были использованы следующие методы: методики, направленные на выявления эмоционального компонента социального интеллекта: опросник на выявление способности к эмпатии (Н. Эпштейн); диагностика уровня эмпатии (И.М. Юсупов); методики, направленные на выявление поведенческого компонента социального интеллекта: проективный тест рисуночной фрустрации (С. Розенцвейг) (детский и взрослый варианты); многоуров-

 

невый личностный опросник «Адаптивность-» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин); многофакторный личностный опросник (Р.Б. Кеттелл) (детский вариант); методики, направленные на выявление когнитивного компонента социального интеллекта: субтест «Истории с завершением» (из теста Дж. Гилфорда и М. Салливена); Субтест «Понятливость» (из теста Векслера) (детский и взрослый варианты); U критерий Манна-Уитни.

Были обследованы мальчики и девочки младшего школьного возраста, обучающиеся в 4 классе МБОУ СОШ №1 г. Абакана и юноши и девушки старшего школьного возраста, обучающиеся в 11 классе МБОУ СОШ

№1 г. Абакана. В исследовании приняли участие 15 мальчиков и 15 девочек младшего школьного возраста и 15 юношей и 15 девушек старшего школьного возраста. Общий объем выборки составил 60 человек.

Проанализировав данные исследования, были обнаружены статистически значимые различия в социальном интеллекте мальчиков младшего школьного возраста и юношей старшего школьного возраста. Мальчики младшего школьного возраста характеризуются слабой способностью моделировать свое поведение в социальных ситуациях, они более эмоционально зависимы, чем юноши. Юноши характеризуются слабыми способностями к адаптации в социальных ситуациях.

Также обнаружены различия в социальном интеллекте девочек младшего школьного возраста и девушек старшего школьного возраста. Девушки старшего школьного возраста характеризуются лучшей способностью моделировать свое поведение в социальных ситуациях. Девочки младшего школьного возраста характеризуются лучшей адаптацией в социальных ситуациях, большей эмоциональной отзывчивостью на проблемы других людей.

Таким образом, когнитивный компонент социального интеллекта более сформирован в старшем школьном возрасте, а поведенческий и эмоциональный компоненты – в младшем школьном возрасте. Половых различий  в социальном интеллекте не обнаружено.