Проблема мотивации студентов к обучению актуальна на сегодняшний день и требует своего исследования, так как конкуренция между образовательными учреждениями в большинстве случаев идет именно на уровне процесса обучения. Поскольку Закон РФ «Об образовании» определяет образование как услугу, а в сфере высшего образования велика доля внебюджетных мест, то потребителям услуги небезразлично, какого качества образование они получат за свои деньги и насколько процесс обучения будет им интересен.

Предметом нашего исследования являются факторы, влияющие на учебнопознавательную мотивацию студентов. Цель исследования – поиск ответа на вопрос: когда студенту интересно учиться?

Самым действенным среди всех мотивов обучения является интерес к предмету. Он осознается студентами раньше, чем другие мотивы, поэтому они чаще руководствуются им в своей деятельности, и он для них более значимый, что делает его реальным мотивом обучения . Однако неправильно делать вывод, что обучать нужно лишь тому, что студентам интересно. Существует немало учебных дисциплин, изучение которых требует напряженного познавательного труда. В этом случае многое зависит от профессионализма преподавателя, с одной стороны, его умения воспитывать у студентов силу воли к преодолению трудностей и ответственное отношение к своим учебным обязанностям, с другой

– умения облегчить им процесс познания, делая его привлекательным.

Небольшой интернет-опрос, который был проведен в течение февраля — марта 2017 года среди студентов 1–4 курсов, позволил выделить факторы, которые влияют на заинтересованность студента в обучении. Всего было опрошено человека.

Согласно результатам опроса, на выбор вуза у большинства респондентов повлияли два фактора: интерес к профессии (выбор 33,3% респондентов) и престижность вуза (выбор 27,2%), что говорит о наличии первоначальной мотивации у них к обучению.

Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высоки мотивация и стимул к овладению будущей профессией. Современные учебные планы (например, по подготовке бакалавров) включают большое количество дисциплин по различным отраслям знаний. Вероятно, их разработчики считали, что овладение этими знаниями необходимо студентам для приобретения требуемых компетенций.

Однако только 18,2% участников опроса сошлись во мнении, что среди преподаваемых им предметов отсутствуют, с их точки зрения, бессмысленные для профессиональной подготовки. Остальные 81,8% отметили, что такие предметы имеются. При этом большинство (60,6%) к этим предметам относится нейтрально, а практически каждый третий (36,3%) – отрицательно. А если изучаемый предмет оценивается студентом как бессмысленный для будущей профессии, незначимый, то нет и интереса к его изучению, и удовлетворенности обучением.

Почему возникает такое отношение к ряду изучаемых дисциплин? Возможные причины видятся в следующем: либо студент слабо представляет себе нюансы выбранной профессии и не способен оценить важность того или иного знания (что свойственно многим), либо преподаватели не считают нужным (или не могут?) донести до студента понимание ценности и применимости нового знания в будущей практической деятельности. Так 84,8% участников интернетопроса отметили, что для них важно понимать необходимость изучаемых предметов для дальнейшей карьеры. Порой одного только грамотного внушения необходимости и важности предмета достаточно, чтобы мотивировать студента на качественную учебу – все с удовольствием будут ходить на лекции, заниматься саморазвитием, готовиться к практическим занятиям и с успехом сдадут экзамен, каким бы сложным он ни был.

Возможно, решению этой проблемы и, как следствие, повышению удовлетворенности обучением будет способствовать присутствие на некоторых занятиях потенциальных работодателей. Эту идею поддерживают 81,8% опрошенных студентов. Контакт с потенциальными работодателями во время учебного процесса станет хорошим стимулом проявить себя на занятиях исключительно с лучшей стороны. Известно, что некоторые работодатели сотрудничают с ВУЗами для подбора квалифицированных кадров, и это будет возможностью для налаживания контакта студентов с работодателями. Захочется ли студентам в таком случае прогуливать занятия, или приходить с невыполненными заданиями, или пропускать «мимо ушей» слова преподавателей? Думается, что нет, так как студенты осознают, что их труд будет замечен и оценен людьми, которые в перспективе могут предложить желаемую работу.

Мощный побудитель активности личности – это интерес. Интерес к обучению формируется и поддерживается также способами изучения предметов. Практически каждый второй из респондентов отметили, что им нравятся активные методы: групповой анализ учебных ситуаций (54,5%), дискуссии и «круглые столы» (54,5%), экскурсии в бизнесорганизации (51,5%). Положительно, с энтузиазмом 60,6% респондентов относятся к творческим и необычным заданиям, есть интерес к участию в научных исследованиях (36,3%). И наоборот, не «вдохновляют» такие методы обучения, как самостоятельная работа по заданию преподавателя и запись конспекта устной лекции (по 18,1%). Значит нужно обратить внимание на форму подачи учебного материала.

Не новость, что большую часть информации человек воспринимает зрением, она доминирует и перехватывает внимание, поэтому, дополнив материал различными презентациями, видеосюжетами, картинками преподаватель в значительной мере облегчит процесс восприятия и упростит процесс понимания студентами материала, одновременно формируя к нему интерес. Медиа-сопровождение занятий играет важную роль в обучении для 79% опрошенных студентов.

В системе учебной мотивации переплетаются внешние и внутренние мотивы. Интерес к учебе «подогревается» не только внутренним желанием студентов овладеть конкретным учебным материалом, но и рядом внешних факторов, например, экзамены «автоматом» и повышенная стипендия (по 21,2%). Однако для большинства (42,4%) мотиватором является наличие возможности стажироваться, в том числе в другом городе или стране. Такое предпочтение стажировке обусловлено тем, что абсолютное большинство участников интернетопроса (90,9%) отмечают значимость практики в изучении учебных предметов.

На формирование учебно-познавательной мотивации оказывают заметное влияние отношения студент-преподаватель. 88% респондентов считают, что диалог между студентом и преподавателем важен, и он в значительной степени повышает заинтересованность предметом. Доступность преподавателя как наставника, возможность обратиться за помощью во время и вне учебного процесса и обсудить волнующие вопросы оказывают положительное влияние на учебнопознавательную мотивацию студентов. Чем выше интерес к предмету, тем охотнее студенты сотрудничают с преподавателем в процессе обучения.

По мнению 49% респондентов для укрепления контактов их заинтересовало бы общение с преподавателями в социальных сетях. Это приятный и привычный для студентов обмен знаниями, поэтому социальные сети можно использовать как мощнейший рабочий инструмент. Он пригодится для совместной работы, обсуждения и обмена информацией, если придумать игровые упражнения тематические исследования, которые можно было бы выполнить разными способами, главное, чтобы студенты искали и находили решения.

Чтобы заинтересовать студентов преподавателю необходимо показать отношение к предмету личным примером. Они должны видеть в лице преподавателя ответственного, креативного человека, который пытается донести до студентов информацию так, чтобы всем было понятно и интересно. Преподаватель, который серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет работы студентов, ценится ими. Если студенты видят, как преподаватель увлечён своим предметом, как он раскрывает секреты своего мастерства, то и студентам передается эта энергия увлечения и интереса к предмету. Заинтересовать даже самых незаинтересованных студентов поможет преподавателю чувство юмора. Когда студенты знают, что могут услышать лекциях нечто забавное, то будут слушать более внимательно.

Проведенный интернет-опрос показал, что на вопрос «по каким причинам Вам бывает неинтересно учиться?» самым распространенным был ответ ‒ «скучный преподаватель». Именно такой ответ, не скучные лекции, предметы, а именно преподаватель. Вероятно, эта проблема должна стать предметом самого пристального внимания руководителей образовательных учреждений.

Другим социальным аспектом, способным оказывать влияние на учебно-познавательную мотивацию студентов, является микроклимат в учебной группе.

В результате опроса было выявлено, что у 75,7% опрошенных на интерес к обучению влияют отношения с одногруппниками. Преподавателям следует стремиться в своей работе к созданию и поддержанию благоприятного эмоционального климата обучения, доверительной обстановки, тона доброжелательности и взаимного уважения. Сблизиться и лучше узнать друг друга студентам может помочь Студенческий Союз, который привлекает их к совместным активным занятиям во внеучебной деятельности. По мнению респондентов, Студенческий Союз может содействовать им в самореализации и получении различного опыта совместной работы, способствуя созданию сплоченного студенческого коллектива. Студентам становится интересно учиться вместе, ощущая поддержку от своих одногруппников.

Проведенный социологический опрос среди студентов ВУЗов позволил выделить ряд факторов, формирующих их учебно-познавательную мотивацию, и таким образом получить ответ на поставленный вопрос: когда студенту интересно учиться? Итак, побуждение студентов к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования возникает, если:

  • понятна значимость изучаемых дисциплин для овладения профессией;
  • преподаватель не только наставник, но и партнер в образовательном процессе;
  • есть возможность установить контакты с потенциальными работодателями еще на стадии профессиональной подготовки;
  • преобладают активные методы изучения предметов и практические занятия;
  • если в учебной группе доминируют отношения сотрудничества и взаимной поддержки.

Статья на тему как разбудить интерес к учебе у студента?