В психологии и педагогике мало уделяется внимание формированию у младших школьников представлений о бедном и богатом человеке, у школьников стѐрты или искажены понятия о бедности и богатстве. Изучение понятия на уроках литературного чтения способствует правильному формированию представлений, а в дальнейшем и правильному формированию школьников, как личности.

Гомезо М.В. под представлением понимает наглядный образ предмета представления, возникший на основе припоминания или же продуктивного воображения на основе имевших место ощущений и восприятия. Различают представления памяти и воображения.

Представления о бедных и богатых реальных людях начинают формироваться в дошкольном возрасте, вместе с системой представлений о других людях и о себе. Самооценка ребенка (в том числе, экономическая) формируется во взаимодействии с взрослым. Общение детей с родителями является основным источником этого знания о себе.

Первый опыт детей с понятиями «бедного» и «богатого» человека осуществляется при прослушивании рассказов, сказок и общении с взрослыми. На примере сказки Ш. Перро «Золушка», было выяснено, что главная героиня – Золушка, хоть и была бедна материально (перепачкано платье, героиня носила обноски за своими сводными сѐстрами, спала в чулане, питалась хлебом и водой), но, несмотря на это, она была со всеми приветлива, не унывала, даже мышкам и цветам в саду она находила добрые и ласковые слова – это говорито еѐ душевном богатстве. Так же в этой сказки мы можем наблюдать за противоположным явлением у еѐ сестѐр – были лучшие наряды, просторные спальни, различные лакомства, но,несмотря на это, они были злыми и завистливыми, родной матери грубили, к сестре (сводной) относились пренебрежительно, друг с другом не находили общего языка.

В наших отечественных сказках так же прослеживается линия душевного богатства бедного человека и наоборот – это сказка С.Я. Маршака «1 месяцев». Одна из главных героинь – девочка – сирота лет 14-ти, живѐт с мачехой и сводной сестрой. Они всячески притесняют, нагружают непосильной работой, но, несмотря на тяжелый физический труд и ветхую одежду, она не потеряла своей приветливости и доброго сердца.

Эти примеры лежат в основе формирования представлений детей о неравенстве, социальной справедливости, бедности и богатстве. Бедный и богатый человек и отличаются от представлений о реальном бедном/богатом тем, что носят обобщенный, культурно обусловленный характер, в то время как в представлениях родителей, передающих ребенку информацию о реальном бедном/богатом человеке, отражается их опыт взаимодействия с людьми и результаты самоидентификации самих родителей в категориях «бедный – богатый».

Таким образом, представления о бедных и богатых людях начинают формироваться в раннем детстве. Самооценка ребенка формируется во взаимодействии с взрослыми. Именно поэтому знакомство с концепцией

«Бедный/богатый» нужно начинать во время прослушивания сказок, что возможно сделать в начальных классах на уроках литературного чтения.