Наблюдаемые в последние годы перемены в английской лексике связаны преимущественно с социокультурными изменениями, происходящими в мире. Стремительное развитие информационных технологий выдвинуло проблему массовой перекодификации тех пластов словаря (включая и словосочетания, называющие предмет, лицо и т.д.), которые касаются политической, социальной, административной, экономической, культурной, научно-технической и прочих сфер жизнедеятельности. Этот процесс уже получил название «смена лексических парадигм».

Создание, образование, появление и функционирование новых языковых средств обусловлены, прежде всего, потребностями общества в номинации новых понятий, возникающих в результате развития науки, техники, культуры, общественно-политических реалий. Появление нового слова, выражения, фразеологических единств, т.е. новых языковых трансформаций, обусловлено единством и противоположностью двух основных тенденций: тенденции сохранения языка и тенденции его развития. Из многообразия лексических новообразований, или языковых трансформаций, в качестве источников прагматизации иноязычной речи студентов-лингвистов мы отобрали следующие явления:

1) лексические новообразования, в том числе социолекты, жаргонизмы, молодежный сленг и др.;

2) аббревиатуры (различного типа);

3) заимствования из других языков;

4) просторечные фразеологизмы.

К неологизмам можно отнести :

1) собственно неологизмы (новизна формы – новизна содержания): fakester – человек, который заводит в социальных сетях аккаунты от имени другого лица, чаще всего какой-либо знаменитости; globish – упрощенная версия английского (ограниченный словарь, простая грамматика), которая стала основным современным международным языком общения;

2) трансноминации (новизна формы – старое значение): bear hug – «медвежье объятие» (предложение приобрести контрольный пакет акций компании по очень высокой цене); boiler-room – «котельная» (название комнаты, в которой работают дилеры по ценным бумагам, в том числе сомнительным, непрерывно обзванивающие потенциальных клиентов); 3) семантические инновации (новое значение – старые формы): Beemer – автомобиль марки BMW; no-frills – простой; без всяких излишеств; kidult — люди, отказывающиеся взрослеть, взрослые дети.). Фонологические новообразования основаны на чередовании звуков или на переносе ударения. При этом новые сочетания звуков в некоторых случаях сочетаются с элементами латинского или греческого происхождения, как, например: nylon (нейлон), acryl (акрил) и т.д. Условно к фонологическим неологизмам можно отнести и некоторые новообразования от междометий. Например, глагол to whee (волновать) образован от междометия whee, выражающего позитивные эмоции и восторг и довольно широко употребляющегося в неформальном регистре речевого общения; существительное zizz (короткий сон) основано на имитации звуков, издаваемых спящим человеком (z-z-z-z); междометия yada yada yada – и т.п. Особое место среди фонологических новообразований занимает довольно обширная группа сленгизмов, представленная междометиями, которые придают экспрессивную окраску высказыванию и служат для непосредственного выражения чувств. Чаще всего они представляют собой короткие выкрики или звукоподражание и выражают различные степени удивления (например, bonk!, chyaa!, eesh!, flip mode!, oh my goshness!, shnikies!); согласие (bet! dude! shoots for real!, ah…ja!); несогласие (bet! dude!, negotary! ta huh!); одобрение (dig that! cool! score! damm right!); смущение (sqeebs!, erf!); недоверие (badand); неодобрение (boo!); возбуждение (squish!, woochow!); отвращение (shiznet!); выражения радости (woopty-woo!); способы привлечения внимания (yo!) и т.д. Современный английский язык располагает многими способами морфологического словообразования, к числу которых относятся словопроизводство, обратное словообразование, словосложение, аффиксация, сокращения, лексико- семантический способ и т.д. и т.п. Много новых слов за последние десятилетия создано при помощи добавления к основе лексического прототипа суффиксов -ization: dollarization – долларизация; globalization – глобализация; -land: adland (рекламное дело).

Anything that grabs your attention is good in adland. – Все, что привлекает ваше внимание,сгодится в рекламе .

С развитием общества меняется содержание обучения иностранным языкам. Количество информации, которое должны усвоить обучающиеся, резко возросло и продолжает возрастать. ФГОСы третьего поколения предлагают новыи, компетентностныи подход ко всеи системе обучения. Согласно новым стандартам в образовании, на самостоятельную работу студентов отводится более 50% от общего количества часов. При этом возрастает роль личностно ориентированного подхода, индивидуализации образования. Педагоги в новых условиях ищут и применяют на практике новые методы решения поставленных задач, в том числе используя компьютерные технологии в обучении английскому языку. Остановимся на таких возможностях компьютерных технологии:

— с использование ряда Интернет-сайтов в преподавании английского языка;

— с применение скайпа в обучении английскому языку;

— поиск студентами дополнительной (к учебнику) информации в Интернете по заданию преподавателя;

— поиск дополнительной (по отношению к данной в учебнике) информации преподавателем в Интернете для использования ее на занятиях по английскому языку;

Роль блогов в самостоятельном изучении английского языка.

Для эффективного обучения английскому языку наиболее привлекательным, как нам представляется, является использование ряда сайтов. Они помогают решать целый ряд дидактических задач: формировать умения и навыки чтения, используя материалы глобальной сети; пополнять словарный запас; формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка; расширять кругозор студента, тем самым формируя его социокультурную компетенцию. Именно отмеченные факторы требуются для успешной организации социокультурной работы студентов. При этом под самостоятельной работой мы понимаем работу, организуемую самим студентом в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемую в наиболее удобное, рациональное, с его точки зрения, время, контролируемую им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемую на основе опосредованного системного гибкого управления со стороны преподавателя. Для самостоятельной работы студентов можно в первую очередь порекомендовать уникальный Интернет-сайт bbclearningenglish.net, успешно используемый при обучении английскому языку. Сайт предлагает всевозможные учебные и методические материалы и позволяет студенту проверить свои знания. Расстояние и время больше не являются препятствиями: студент имеет доступ к информации круглые сутки, может выбирать, что и в какое время изучать. Личная заинтересованность способствует достижению общей цели обучающегося и преподавателя.

Скайп, как и Интернет-сайты, помогает организовать самостоятельную работу студентов и усилить их мотивацию. При этом под самостоятельной работой мы понимаем такую форму обучения, которая: – формирует у студента на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знании, навыков и умении;– вырабатывает у студента психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знании. Студенты с интересом ищут иллюстративный и информационный материал по данным темам. Подобные задания пробуждают дух соревнования, желание не ударить в грязь лицом.

21-й век это новая эра для всех жителей нашей планеты. Было любопытно и одновременно волнительно входить в эту эру, быть частью общества конца 20-го и начала 21-го века, а главное пересекать грань. Многие люди с волнением ждали, что же произойдет в конце второго тысячелетия. Они думали, что близится конец света, но ничего особенного не произошло. Люди живут, как раньше, ходят и говорят, работают и спят, встречаются и общаются, изобретают новые технологии. Говоря о технологиях, я должна отметить, что они стали еще более изощренными. Вот этим то и славится 21 век. Его называют эрой технического прогресса. Многие инновации были придуманы в 20-м веке, но новая эра еще более прогрессивна в этом смысле. Компании работают над созданием «умных» машин, домов и целых зданий. В некоторых странах уже есть планы по строительству мини-городов в рамках существующих городов. Это означает, что в ближайшее время появятся небоскребы со всеми необходимыми удобствами в них. Людям не нужно будет выходить из своего многоквартирного дома, чтобы ходить на работу или в спортзал. Все будут включено в их многоэтажный жилой дом. Помимо этого, уже существуют умные электронные приборы, которые делают для людей все домашние и ежедневные дела, включая роботы-пылесосы, стиральные машинки автомат, самоуправляемые автомобили и т.д. Прибор, который день за днем набирает обороты, это компьютер. Уже сейчас многие семьи имеют по несколько компьютеров, ноутбуков, айпадов, смартфонов в одном доме. Многое зависит от этих гаджетов в 21-м веке. Поэтому, на мой взгляд, мы живем в эпоху компьютерных технологий.