В настоящее время, в соответствии с ФГОС начального общего образования, задача учителя состоит не в простой передаче знаний ребенку, а в том, чтобы школьник научился сам строить учебный процесс − ставить цели, искать пути их реализации, рефлексировать. Достижение этой цели становится возможным благодаря сформированным универсальным учебным действиям (далее УУД). Способность учащегося усваивать новые знания, умения и компетенции обусловлена тем, что «УУД открывают возможность широкой ориентации – как в предметных областях, так и в самой учебной деятельности, ее мотивационно-целевой сфере».

УУД обеспечивают возможность для гармоничного развития личности, самореализации, носят надпредметный характер, что позволяет применять их на любом учебном предмете, осуществлять преемственность образовательного пути обучающегося.

Существует четыре блока УУД. Личностный, обеспечивающий ценностно-смысловое ориентирование учащихся, принятие ими социальных ролей, норм морали и нравственности. Регулятивный, позволяющий детям научиться ставить цели и задачи, искать пути их достижения – организовывать самих себя. Познавательный, способствующий формированию логического мышления. Коммуникативный, обеспечивающий социальную осведомленность .

Особое внимание в рассматриваемой концепции уделяется коммуникативным УУД, т.к. содержание, способы общения и коммуникации обеспечивают формирование у детей регулятивных навыков, обуславливают формирование личностного отношения, то есть восприятия себя как к личности, позволяет свободно познавать мир.

В данном контексте коммуникация рассматривается в полноценном значении аспекта общения и социального взаимодействия (от установления контакта до построения сложных межличностных отношений).

Существуют базовые, абсолютно необходимые для поступления ребенка в школу понятия, на основе которых базируется последующий учебный процесс. Например, умение общаться со взрослыми и сверстниками, выбор партнера по общению, приемлемое к нему отношение, а также владение некоторыми вербальными и невербальными средствами общения. Но, как показывает педагогическая практика, уровень развития коммуникативной компетенции у первоклассников различен, у многих детей он далек от идеала. Именно поэтому разработчики нового проекта ФГОС большое внимание уделяют развитию коммуникативных УУД.

Для младших школьников важность развития коммуникативных УУД в том, что от их умения общаться напрямую зависит успешность обучения, уровень адаптации и комфортное ощущение себя в классном коллективе. Так же коммуникативная компетенция рассматривается как фактор будущей благополучной жизни ребенка вне школы.

Общение во всех его формах, на основе которого формируется коммуникативная компетенция, – неотъемлемая часть любого урока. Пришедшим в школу детям, учитывая современный поток информации, свойственно любопытство, желание отыскать ответы на все интересующие вопросы, но в школе, как правило, учитель сам преподносит ребенку правильный ответ, тем самым отбивая у ученика желание искать истину. Именно поэтому, с учетом требований ФГОС НОО, для правильного формирования коммуникативных УУД нужно использовать различные приемы как традиционные, так и нетрадиционные.

Решающая роль в этом, несомненно, принадлежит учителю, который сам должен обладать высокими навыками коммуникации. А для успешного формирования коммуникативной компетенции у младших школьников, необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

Существуют следующие критерии успешности коммуникативных установок младших школьников:

  • когнитивный (умение выявлять проблемы в общении),
  • эмотивный (способность управлять эмоциями)
  • поведенческий (контроль своего поведения).

Наиболее успешными формами, по мнению многих учителей-практиков, для достижения высокого уровня коммуникации являются групповая и парная работа.

Хорошими приемами будут являться проектная и исследовательская деятельность, создание проблемных ситуаций, задания на творческой основе (составить кроссворд в группе, составить задание для партнера, устно описать что-либо). Участие детей в подобных играх и упражнениях позволяет установить между детьми доброжелательные отношения, дает возможность побороть страх и раскрыться даже самым робким детям, так как они ощущают групповую поддержку.

Таким образом, решение проблемы формирования коммуникативной компетенции у младших школьников должно носить комплексный характер. Оно должно являться результатом общей работы учителя, родителей, психологов.

Статья на тему формирование коммуникативных универсальных учебных действий