В современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ее важнейший аспект – организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом их способностей и интересов, а также потребности общества.

Значимость проблемы подготовки учащейся молодежи к профессиональному самоопределению подчеркивается: в Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы, Плане деятельности Министерства образования и науки РФ на 2013–2018 годы, Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

В апреле 2016 года в Общественной палате РФ обсудили вопросы совершенствования системы профориентации школьников. Представители регионов рассказали о том, как строится работа по формированию индивидуальных профессиональных траекторий в школах.

Представитель Ярославского центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» Ирина Кузнецова заявила, что необходима разработка программ профессионального погружения школьников, которые включали бы в себя базовый блок, содержащий основную установку на профессиональное развитие, и стратегический модуль, предполагающий активную подготовку к будущей профессии.

«Я глубоко убеждена, что нужно вернуть в школы ориентацию на профессию, это необходимо», ‒ сказала Министр образования РФ Ольга Васильева на сессии федерального учебнометодического объединения укрупненной группы направлений подготовки «Политические науки и регионоведения» в МГИМО (цитата по ТАСС).

Стало известно, что Минобрнауки, Минтруда и Росмолодежь намерены разработать концепцию профориентации молодежи и соответствующую госпрограмму, действующую до 2025 года. Согласно планам, в российских школах могут ввести дополнительный урок по профориентации. Кроме этого, планируется создание профориентационных лагерей на время каникул.

При всех указанных недостатках, рисках в профессиональной ориентации обучающихся нельзя не отметить и положительные факты в решении этой важной государственной проблемы. Так, в ст. 66 ФЗ «Об образовании в РФ» отмечено, что общее образование направлено на подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. В ст. 42 Закона сказано, что психологопедагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя «…помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации». Впервые в новом ФГОС заявлен «портрет выпускника школы»: «социальноактивная, ответственная личность, подготовленная к осознанному выбору профессии», ‒ а также указано, что «…фонд дополнительной литературы образовательного учреждения должен включать литературу по социальному и профессиональному самоопределению».

Нельзя не отметить, как положительное явление, возрождение важной составляющей образования ‒ дополнительного образования детей, способствующее успешной их профессиональной ориентации (ФЗ «Об образовании в РФ», Ст. 75.1).

В Ярославской области разработана Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, региональные модели сопровождения профессионального самоопределения, стратегия развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся 2015–2020 годах.

Таким образом, важнейшая задача общеобразовательной организации сегодня – оказание обучающимся информационной и психологопедагогической поддержки в формировании собственной позиции и принятия решения о пути продолжения образования и будущей профессиональной деятельности имеет определенное правовое регулирование, которое, тем не менее, должно совершенствоваться.

Статья на тему правовое регулирование в сфере профориентации школьников