Система дополнительного образования в РФ сегодня рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на: формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени.
Правовые основы развития дополнительного образования в РФ заложены несколькими документами. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные общеобразовательные программы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей общественное признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в Указах Президента РФ. Дополнительное образование является смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.

Одной из основных черт декларируется открытость, в то время как в Государственной Программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы одна из главных черт – доступность. Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей.

Правительство РФ распоряжением от 24.04.2015 №729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей», в отличие от Концепции развития дополнительного образования детей утвердило целый ряд направлений работы в области дополнительного образования для детей:

  • ведение нормативно-подушевого финансирования реализации программ спортивной подготовки;
  • проведение оценки доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ, удовлетворенности обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) качеством их предоставления;
  • разработка предложений о введении сертификата на получение бесплатной образовательной услуги в сфере дополнительного образования детей;
  • разработка предложений в части предоставления государственной поддержки образовательного кредитования граждан, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам;
  • выявление эффективных практик использования дистанционных
    образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности, в том числе в области программирования, робототехники;
  • разработка и апробация моделей независимой оценки качества дополнительного образования;
  • разработка предложений о создании условий для развития добровольческой деятельности в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Приказ Минобрнауки России от 26.06.2012 №504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (выполняющий для негосударственных учреждений дополнительного образования детей функцию примерного) определял ранее виды государственных учреждений дополнительного образования детей, их статус (автономным, бюджетным или казенным), правила наименования, основной порядок их деятельности и степень ответственности, участники образовательного процесса, перечень лиц, которые допускаются к педагогической деятельности, имущественная деятельность учреждения, теперь он утратил силу.

Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. №1008 г. является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а также индивидуальных предпринимателей.

На сегодняшний день очевидной представляется необходимость внесения изменений в действующий порядок дополнительного образования детей. Необходимо внести в число направлений деятельности учреждений дополнительного образования детей пункт о доступности для всех категорий детей, а также увеличивать состав платной группы дополнительного образования за счет включения в нее на безвозмездной основе одного ребенка из многодетной семьи.