Профессиональная мотивация определяет не только успеваемость студентов в вузе, но и успешность их в будущей педагогической деятельности, поэтому изучение данной проблемы является актуальным в настоящее время.

Под профессиональной мотивацией понимается действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.

Исследованию профессиональной мотивации в психологии педагогике уделяется достаточно большое внимание, но, вместе с тем, отсутствуют работы, направленные на изучение профессиональной мотивации у студентов разных специальностей. Кроме этого, в исследованиях, преимущественно, используются методики, направленные на выявление характера мотивов, а не на уровень профессиональной мотивации.

Изменения, которые происходят в системе образования в настоящее время, требуют от будущих педагогов развития положительной мотивации профессиональной деятельности, так как именно мотивация будет служить основой для развития профессиональных качеств. С самых первых дней обучения в вузе у студентов уже должна формироваться профессиональная мотивация, а для этого необходимо знать особенности профессиональной мотивации студентов педагогического вуза и осуществлять ее формирование в нужном направлении.

Исходя из сказанного, мы предположили:

По мере обучения в педагогическом вузе у студентов профессионально – педагогическая мотивация возрастает;

Имеются отличия в развитии профессиональной мотивации у студентов в зависимости от их педагогической специальности.

Нами было проведено исследование профессиональной мотивации студентов с первого по четвертый курсы педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, профили начальное и дошкольное образование, общее количество испытуемых 117 человек.

Использовалась методика «Самооценка профессиональнопедагогической мотивации» (в адаптации Н.П. Фетискина). Данная методика позволяет определить, на какой ступени мотивационной лесенки находится испытуемый: имеет ли место равнодушное отношение или эпизодическое, поверхностное любопытство; налицо заинтересованность или развивающаяся любознательность; складывается функциональный интерес или достигается вершина – профессиональная потребность сознательно изучать педагогику и овладевать основами педагогического мастерства.

Были получены следующие основные результаты. Студенты, обучающиеся по профилю «Начальное образование», обнаружили следующее.

  • У студентов 1-го курса доминируют равнодушное отношение, развивающаяся любознательность, эпизодическое любопытство.
  • У студентов 2-го курса на первое место выходят показная заинтересованность, эпизодическое любопытство, равнодушное отношение.
  • Для студентов 3-го курса являются приоритетными показная заинтересованность, эпизодическое любопытство, развивающаяся любознательность.
  • У испытуемых 4-го курса на первом месте показная заинтересованность, эпизодическое любопытство, функциональный интерес.

Итак, по рангу на 1-ое место выходит показная заинтересованность, затем– эпизодическое любопытство и развивающаяся любознательность. Профессиональная потребность занимает последнее место, но, тем не менее, ее уровень у студентов повышается от курса к курсу.

В целом формирование профессиональной мотивации у студентов – будущих учителей начальных классов идёт сложно, характеризуется неравномерностью.

Рассмотрим результаты исследования профессиональной мотивации у студентов, обучающихся по профилю «Дошкольное образование».

Большинство первокурсников характеризует показная заинтересованность, эпизодическое любопытство, равнодушное отношение. Обращает на себя внимание, что на 1, 2 и 3 курсах эти уровни и их ранг не изменяются, то есть для студентов они остаются приоритетными на протяжении трёх лет обучения. Однако на 4 курсе для студентов начинает приобретать значимость и профессиональная потребность, то есть данный уровень профессиональнопедагогической мотивации начинает занимать более высокое место.

Полученные результаты позволяют выявить сходство в профессионально педагогической  мотивации   студентов   этих   двух   профилей   подготовки именно:

  • Низкий уровень профессиональной потребности.
  • Доминирование таких уровней профессиональной мотивации как показная заинтересованность и равнодушное отношение.
  • Наличие положительной динамики в развитии профессиональной мотивации к четвёртому курсу.

Следовательно, гипотеза о том, что по мере обучения в педагогическом вузе у студентов педагогическая мотивация возрастает, подтверждается.

Основное различие в профессиональной мотивации студентов этих двух профилей подготовки заключается в том, что профессиональная потребность в большей степени выражена у студентов профиля «Дошкольное образование» к концу обучения в вузе, чем у студентов профиля «Начальное образование».

Таким образом, гипотеза о том, что имеются отличия в развитии профессиональной мотивации студентов в зависимости от педагогической специальности также подтверждается.