Работа с информационно-правовыми системами (ИПС) является неотъемлемым компонентом изучения различных дисциплин. В них содержатся тексты различных нормативных документов и нормативно-правовых актов, которые позволяют получить всю необходимую информацию.

В отличие от ранее существующих новое поколение ИПС отличается тем, что в них имеется возможность оперативного обновления данных, которые постоянно претерпевают изменения. В настоящее время в России существует более 100 электронных правовых баз и справочников. Причем они отличаются тем, что могут иметь как государственную, так и негосударственную поддержку, а схожи в том, что содержат информацию по широкому кругу вопросов.

Для развития навыков работы с ИПС и навыков решения творческих задач обучающимся при изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» следует предлагать к решению нестандартные задачи, требующие анализа исходных данных. К примеру, после тушения пожаров в лесных массивах сотруднику МЧС России потребовалась помощь косметолога в парикмахерской для проведения процедур по уходу за лицом, предусматривающих воздействие ультрафиолетовых лучей. Вправе ли косметолог требовать у клиента рекомендации от лечащего врача?

Ответ к настоящей задаче находится в ГОСТ Р 5114-8, где написано «…при оказании услуг парик- махерских, предусматривающих воздействие ультрафиолетовых лучей, высоких температур, необходимо наличие рекомендации от лечащего врача клиента». Для решения задачи обучающимся придется провести мониторинг действующих нормативных документов и нормативных правовых актов в ИПС по вопросам оказания услуг потребителю с использованием ультрафиолета. При этом обучающимся придется обратиться к ИПС за разъяснением того, являются ли требования ГОСТ Р 5114-8 обязательными к выполнению или носят добровольный характер. В процессе решения задачи обучающиеся совершенствуют свои знания.

Таким образом, работа с нормативными документами и нормативными правовыми актами в процессе решения практических задач по метрологии, стандартизации и сертификации позволяет развивать познавательную деятельность обучающихся, навыки самостоятельной работы с ИПС и как следствие мотивировать студентов к осознанномуосовоению профессиональных компетенций.

Сегодня кинематограф и информационные технологии безжалостно вытесняют литературу из сферы детских интересов. Однако можно превратить кинематограф из соперника в союзника. Ведь ребенок будет заинтересован сопоставлением не иллюстраций, а целых эпизодов, не статичных образов героев, а оживленных актерами. Младшие школьники должны научиться смотреть фильмы, оценивать их с эстетической точки зрения, сравнивать режиссерские и авторские замыслы. Сопоставление кинофрагмента с фрагментом текста проводится аналогично с иллюстрацией.

Приобщение детей младшего школьного возраста к богатству отечественной художественной литературы, развитие их читательского вкуса и интересов – одна из главных задач современной школы.

М.П. Воюшина отмечает, что киноматериал может стать эффективным источником дополнительных сведений об окружающем мире и отношениях между людьми; использование киноматериала способствует повышению наглядности и образности учебно-воспитательного процесса; экранное искусство способствует формированию мировоззрения, обогащению процесса нравственного и эстетического воспитания детей.

Искусство кино – это переработанный взгляд режиссера, оператора, артистов на то или иное событие. Это результат конкретизации в сознании режиссѐра словесных образов, который с помощью технических и человеческих ресурсов могут видеть на экране и другие люди.

Фильмы выбираются для получения конкретной информации, отдыха и получения удовольствия. Перенос киноопыта на опыт читателя если и происходит у школьников, то неосознанно.

Бережное и внимательное отношение к аудиовизуальному опыту младшего школьника представляется наиболее целесообразным и актуальным в свете изменений, происходящих в современной школе и в обществе. При этом необходимо отметить тот факт, что современные младшие школьникиполучают первый опыт зрителя очень рано. К моменту поступления в школу они становятся уже достаточно «насмотренными» зрителями, однако остаются при этом на очень низком уровне аудиовизуальной грамотности.

Художественный образ является основой кинематографического произведения и наполняет его эстетическим содержанием и смыслом. Зритель воспринимает художественный образ как определенный символ, который формирует эстетические установки кинофильма. Младшим школьникам легче воспринимать художественные образы, описанные в литературе, через знакомство с кинематографическими художественными образами.

Через использование кино на уроках можно решать, такие задачи, как становление духовного мира ребенка; формирование умения сопоставлять литературные образы с кинообразами; слияние читательского и зрительского вкуса; развитие навыков нахождения общего и различного в литературном произведении и фильме.

Т.Н. Лутова считает, что для выполнения этих задач необходимо провести работу по:

  1. изменению литературно-центрического направления в восприятии произведений искусства в сторону кино;
  2. активизации и направленности восприятия на развитие критического мышления школьников через язык видеообразов;
  1. подчинению звукопластичного характера образов возможностям детского сочинительства;
  2. созданию условий для сохранения языкового богатства через повышение престижа экранизированной киноклассики;
  3. активизации воздействия аудиовизуальных искусств на уроках литературы для создания у учащихся целостной картины образов, максимально приближенных к жизни через уникальность личностного восприятия у ребенка;
  4. максимальному переходу от поверхностного, стереотипного чтения и восприятия произведений к целенаправленному, внимательному и опосредованному целевыми установками, направленному на оценку и на размышление 48.

Оказывают внимание младшего школьника, в качестве зрителя,заметные средства выразительности:

  • внешний вид персонажа,
  • яркость манер,
  • физические данные,
  • общее развитие,
  • чѐтко проявленные нравственные качества.

Музыкальное сопровождение, как правило, усиливает впечатления, если соответствует по характеру событиям или персонажам. Более тонкие средства выразительности, такие, как монтаж, свет и цвет, темпоритм, композиция, музыка, остаются за пределами внимания и осмысления младшего школьника.

Таким образом, через использование кино на уроках литературы решаются следующие педагогические задачи:

  • становление духовного мира младшего школьника,
  • развитие его восприятия как читателя и зрителя;
  • приобщение к систематическому чтению;
  • формирование навыка сопоставления литературных образов с кинообразами;
  • развитие умений восприятия с экрана, нахождения общего и различного в литературном произведении и фильме.

Статья на тему роль справочно-правовых систем в изучении дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация»