Одним из требований в области метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования значится «активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач». Для младших школьников данное требование невозможно реализовать без понимания необходимости «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».

Образность речи как одно из основных коммуникативных свойств занимает особое место в системе взаимосвязей всех коммуникативных речевых характеристик. С одной стороны, образность основывается на таких понятиях, как выразительность и изобразительность речевых средств, являющихся частными свойствами анализируемого общего понятия.

С другой стороны, образность как речевое свойство неотделима от таких коммуникативных качеств, как богатство и разнообразие речи, и способна проявляться на всех уровнях языка:

  • лексическом,
  • словообразовательном,
  • морфологическом,
  • синтаксическом,
  • фонетическом,
  • текстовом.

Кроме того, образность как речевое свойство является предметом изучения разных наук:

  • лингвистики,
  • литературоведения,
  • психологии и психолингвистики,
  • риторики,
  • культурологии,
  • педагогики,
  • лингводидактики.

Развитие изобразительно-выразительной речи младших школьников напрямую зависит от развития художественного (творческого) мышления и речевого воображения, эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Речевое воображение и художественно-образное мышление, в свою очередь, не могут развиваться без хорошо развитого в качественном и количественном отношении словарного запаса учащихся.

Ведущая роль в развитии образности речи учащихся начальных классов принадлежит урокам русского языка и литературного чтения. Причем уроки литературного чтения имеют еще ряд преимуществ, связанных с разнообразием и богатством литературно-художественного и языкового материала, с которым знакомятся младшие школьники в процессе ознакомления с лучшими произведениями русских, российских и зарубежных писателей и поэтов.

Чтобы младшие школьники осознавали художественные особенности произведения, необходимо обращать их внимание не только на содержание (что написано), сюжетно-композиционные особенности (как построено), но и на форму произведения (как выражено): какие слова и выражения использует писатель для характеристики героя (поэт – лирического героя), какие средства выразительности подбирает для передачи эмоционального настроя произведения и почему.

В современных методических публикациях предлагаются различные технологии, формы, методы, приемы и средства организации работы по развитию образной речи младших школьников через употребление изобразительно-выразительных средств языка. Самое главное, по утверждению О.В. Сосновской, чтобы языковые средства не «затмевали» для ребенка содержание, форма произведения должна быть доступной для младших школьников. Это означает, что «изобразительно-выразительные средства должны быть узнаваемы ребенком: они или используются в привычной разговорной практике, или имеются в его читательском опыте, или знакомы ему из курса русского языка и литературного чтения». Ознакомление с новыми образными средствами способствует дальнейшему развитию читательского, литературного и речевого опыта учащихся.

Для развития образной речи младших школьников будут уместны любые формы и виды творческой деятельности: изложения и сочинения по прочитанным произведениям, написание первых стихов, заметок, эссе (например, по первой строке мастера слова), пейзажных зарисовок, сюжетных этюдов, миниатюр по циклу сюжетных картинок и т. п.

По терминологии И.Г. Гальперина, понимание текста складывается во взаимосвязи трех видов информации:

  1. текстовой, или фактуальной, то есть событийной;
  2. подтекстовой, то есть идейно-смысловой;
  3. концептуальной (то есть эмоционально-авторской).

Н.А. Серегина пишет, что «понимание текста начинается с «вычерпывания» смысла из каждого слова, словосочетания, предложения». Начиная анализ языковых средств с незнакомых слов, учитель перемещает акцент на слова-образы, то есть художественно-изобразительные средства, восприятие которых «поможет ребенку раскрыть многие тайны художественного текста».

Основными из таких приемов А.Н. Машковцева считает словесное рисование; выборочное составление образно-художественных описаний предмета по одному и тому же произведению; художественно-образное описание и сравнение одной картины природы у разных авторов.

Осмысление степени влияния названных методических приемов на развитие образной речи обучающихся проверяется с помощью комплекса диагностических методик: «Оценка уровня речевого творчества младших школьников (уровень образной речи)» М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Н.Н. Светловской;«Оценка понимания (восприятия) художественного текста» (в интерпретации О.Н. Лазаренко, А.Н. Корневой) и др. Сравнение количественных и качественных результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах опытноэкспериментальной работы позволяет сделать положительный вывод о влиянии системы творческих речевых заданий и упражнений на развитие образного словаря младшего школьника.

Статья на тему творческие речевые упражнения как средство развития образной речи младших школьников