Какого бы персонажа ты ни выдумал,

так или иначе он будет выращен

из твоего опыта и твоей памяти.

 

Умберто Эко. Правила жизни.

О том, что существует такой писатель – философ я узнал случайно. Как — то на занятиях по философии преподаватель, говоря о ценностях современного мира, зачитала «Правила жизни» и предложила создать свои. Показалось странным, что эпиграфом была фраза «Умение лгать – одна из немногих вещей, которая отличает человека от животных». О чем же будет идти речь дальше!? О лжи не принято говорить, считается, что ложь – это заявление, рассчитанное на обман, когда говорящий умалчивает или искажает то, что он знает о рассматриваемом положении вещей, либо когда он знает нечто другое, чем то, что он говорит. С точки зрения этики ложь подлежит осуждению, если обман вызван стремлением нанести вред другому человеку или добиться для себя преимущества перед другим… так зачем начинать с этой фразы?

А дальше речь идет о ничем неприметном месте его рождения — итальянском древнем городишке, мало кому – то известном какими – то шляпами. Городишко видимо так себе – средневековые церкви, на которые европейцы не обращают внимания, городок в стране, которую автор не считает страной интеллектуалов, несмотря на то, что родом оттуда Рафаэль и Микеланджело (как он сам пишет). А нам преподаватель с восторгом рассказывала об ее истории, о шедеврах античной культуры, о том, как античность стала колыбелью будущей европейской культуры. О том, как сошлись там самые разные знания, и появилась философия как уникальная форма теоретического знания. Так что же, распалась связь времен?

А что я смог бы сказать о своем месте рождения? Я родился в городе, который тоже мало известен миру, хотя это город с миллионным населением. Да, здесь царь – плотник начинал создавать флот… Назвать свой город высокоинтеллектуальным, пожалуй, тоже не смогу. Но смогу назвать имена поэтов, писателей, ученых, чья жизнь с Воронежем была каким – то образом связана. Восторгаться старинной архитектурой, которая утратила следы своего величия и вытесняется из города сияющими громадами новостроек? Это тоже не стоит делать. Пока я с Умберто Эко согласен полностью.

Вот дальше любопытная фраза о том, что если бы он родился в Средневековье, то был бы мертв. Все мы смертны. Столько не живут. Но, может быть он сгорел бы на костре инквизиции за инакомыслие, или за свободомыслие… В наше время тоже бывает наказание за свободомыслие, но не на уровне суда инквизиции, а за неумение правильно сформулировать мысль, за теорию, недоступную массе. Пока о лжи говорить не стоит, здесь ее нет.

Рассуждения о своей семье – тоже достаточно достоверные, дополненные доброй памятью об отце — большом любителе книг.

Книги интересны и мне. Читать интересно. Но не всегда удобно. Да и дорого. Проще пользоваться интернетом, аудиокнигами, а еще проще посмотреть фильм.

«Я абсолютно уверен в том, что любая прочитанная книга заставляет тебя прочитать следующую» — эта фраза заставила меня задуматься и еще раз прочитать «Правила…», а потом и некоторые другие его произведения.

Так вот в чем дело! Он пишет о том, что человек привык в повседневной своей суете принимать окружающий мир как обыденный, не осознавать ценности исторического прошлого, не ценить культурного опыта предыдущих поколений. Его отец – книголюб сумел оказать на него такое впечатление, что со словом, с книгой, с преподаванием он связал всю свою судьбу. В жизни каждого всегда найдется человек, с кем нам интересно, кто обладает знаниями, умениями и готов ими поделиться или показать пример жизни в сложном мире. Только нельзя их терять или откладывать общение с ними. Можно ли общаться с этими людьми онлайн? Умберто Эко пишет, что это «общение с призраками». А сегодняшняя жизнь такова, что живое общение становиться редкостью. Почему бы не использовать онлайн – возможности, иногда они единственные. А современные телефоны — айфоны смогут собеседника и показать. Да, не будет теплоты общения, но ведь будет информация.

Нельзя останавливаться на достигнутом в юности, это подобно публикациям первых, незрелых стихов. Они навсегда останутся свидетельством того, что ты не смог (или не захотел) стать лучше. Мне очень понравилось его выражение о трубе как свидетельстве того, каким был, как умел что – то делать хорошо. Не знаю, что бы я сохранила как символ успешности. Мои родители хранят альбом с фотографиям. Возможно, у меня тоже будет подобный, тольков цифровой форме. Вот как только быть с компьютерными играми, где достигнуты высокие уровни? Их – то не сохранишь, а фото играющих азарта не передадут. Что будет на них? Ничего интересного, только напряженные фигуры за компьютером…

Но компьютер если не фетиш современного мира, то атрибут. Если раньше нужно было купить газету для получения новости, то теперь каждый, пользуясь интернетом, сможет создать такую газету сам, да еще и поделиться ею с другими. Насколько она информативна, необходима кому – то, судить сложно. Интернет – лабиринт, в котором можно блуждать бесконечно. Если нет путеводной нити цели, то в море информации — нужной и не очень или совсем ненужной – можно погибнуть, лишаясь очень дорогого жизненного ресурса – времени.

У Эко есть рассуждение о книге и интернете (текст и гипертекст). Что я думаю по этому поводу? Книга требует соблюдения своеобразного ритуала: целевого выбора, места и времени, сосредоточения, последовательности чтения, удовольствия перелистывания страниц…, она дает возможность оставлять пометки на полях, или читать чужие. А Пушкин на полях оставлял свои рисунки, по которым можно представить его темперамент, настроение. Я соглашаюсь с тем, что отложив авторский финал книги, могу придумать свои варианты.

Интернет тоже представляет информацию и в текстовом (книжном) варианте. Но свои рассуждения я могу оставить только в комментариях, не связывая с конкретными строками текста. Я не могу моментально создать свой рисунок – мне будет необходимо отвлечься, обратиться к стандартным средствам рисования, мое настроение не выразится ни в неровности почерка, ни

В толщине линий рисунка, ни в нервном исправлении… А еще у меня будет подсказка, направляющая в каком – либо контексте, от других пользователей интернета — тех самых «призраков». Книга же принадлежит только мне. Мне никто не сможет помешать, здесь никогда не всплывет окно рекламы. Умберто Эко пишет по этому поводу, что «либо книга останется носителем информации, предназначенным для чтения, либо возникнет что-то другое, похожее на то, чем всегда была книга, даже до изобретения печатного станка». Я полагаю, что от бумажного варианта книги человечество не откажется никогда. Информацию в интернете как готовый пространственно – временной образ (пласт) я еще не осмыслила, хотя, вместе с Умберто Эко, люблю телевидение и считаю, что за интернетом будущее в доступе к информации. Познакомилась я с произведениями автора тоже с помощью интернета.

Возвращаясь эпиграфу, который, как оказалось, выделен автором статьи для того, чтобы привлечь внимание, могу предположить следующее: то, что принимается человечеством за ложь – это личностная оценка (ценностная интерпретация) какого – либо события. Действительно ли это попытка увести человека от истины? На этот вопрос поможет найти ответ знание истории человечества и философия.

А к творчеству Умберто Эко я еще буду обращаться. Ученый, историк, писатель, автор афоризмов… Как он сумел сделать это?!