Актуальность темы заключается в формировании институционального давления над государствами-донорами с целью присвоения природной ренты, а также в неспособности стран с развивающимися рынками противостоять государствам-завоевателям. Такая норма стабилизируется и приводит к формированию институциональной ловушки.

Институциональные ловушки — неэффективные, но устойчивые институты, или нормы поведения, — в связи с проблемами реформирования экономики .

Во второй половине XX столетия сформировались такие международные кредитные институты, как: Международный валютный фонд, Мировой Банк, а так же межнациональные корпорации .

Сегодня они представляют собой объединение, целью которого является получение власти над природными ресурсами иных государств, при этом, самих государств-доноров отправить в долговую яму. Именно объединение всех участников присвоения природной ренты развивающихся государств и называется корпоракратией.

Дж. Перкинс указывает на 3 этапа проведения корпоратократии.

  • 1 этап. В развивающееся государство, которое богато какими-либо природными ресурсами отправляют консультационные фирмы. Их работники должны убедить высокопоставленных чиновников взять кредит у международных банков, который направится на развитие национальной экономики. Консультанты — экономические убийцы предоставляют ложную информацию относительно развития экономики, их целью является «навязывание» долга, который страна с развивающимися рынками не сможет погасить. Примером с успешным результатом для стран-завоевателей является Саудовская Аравия, приобревшая государственные облигации американского правительства, проценты по которым, обязалась реинвестировать в развитие строительных корпораций. Пример с неудачным результатом от внедрения консультантов — это Панама и Эквадор. В случае отказа государственных деятелей брать кредит происходит переход ко второму этапу.
  • 2 этап. Государственные деятели, отклонившие предложение «экономических убийц» о «сотрудничестве» подвергаются уничтожению либо путем политического переворота и революции, введению спецагентов. Их деятельность направлена на усмирение непокорных чиновников. Успешным примером работы так называемых «шакалов» выступает убийство президента Эквадора Ролдоса, который отстаивал принятие закона об углеводородах, что вызывало опасение у зачинщика институциональной ловушки. Провал «шакалов» прослеживается в Венесуэле и Ираке.
  • 3 этап. Политическое устройство более слабого государства, которое не стремится идти на компромисс с «экономическими убийцами», оберегая политических деятелей от так называемых «шакалов», подвергается уничтожению посредством войны. Примером успешного внедрения силового инструмента является военный конфликт в Венесуэле и Иране. Обратные тенденции прослеживаются во Вьетнаме.

Природа корпоратократии раскрывается в двух ее основных свойствах:

Неэффективности и устойчивости.

Первое свойство указывает на результат от вмешательства экзогенных компаний путем добычи ресурсов в странах с развивающимися рынками. Это приводит к вымиранию целых держав. Примером выступает Эквадор, который попал под гнет корпоратократии, в результате чего уровень бедности возрос с 50 до 70%, безработица — с 15 до 70%, государственный долг увеличился с 240 млн. долл. до 16 млрд. долл., а доля национальных ресурсов на нужды беднейших слоев населения снизилась с 20 до 6%. Сегодня Эквадор около 50% своего бюджета тратит на выплату долгов .

Второе свойство обуславливается трехуровневой системой: спецагентами, «экономическими убийцами» и вооруженными силами. Выйти из данной ловушки способна только держава, в которой высоко развиты милитаризация и оружие массового поражения. Актуальный пример – Россия. Несмотря на высокий уровень милитаризации, попала под влияние экономических советчиков, а затем «шакалов». Сегодня имеет огромный долг, сформировавшийся за несколько лет проведения реформ, и находится в тяжелейшем экономическом положении.

Корпоратократия формируется интересами четырех агентов:

  • частных компаний, международных кредитных организаций;
  • высокопоставленных политических деятелей развивающихся стран;
  • государственных служб.

Одной из важных причин устойчивости институциональной ловушки является полная защита законодательной базой.

Проблему институциональной ловушки корпоратократии необходимо решить с помощью определенного набора методов:

  • общество должно формировать культурные и психологические предпосылки демократических движений с помощью создания определенных институтов;
  • бороться за  изменение  заведений,  мешающих  формированию  самоуважения  и коллективного самосознания, посредством предоставления населению внушительной информации о «губительной политике» государства;
  • разработать, внедрить и активно использовать систему «электронного правительства», что позволит минимизировать проблему коррупции;
  • на законодательном уровне запретить доступ частных лиц к и компаний к ресурсам, принадлежащим народу;
  • ужесточить наказание чиновников и бизнесменов за проявление действий, связанных с корпоракратией.

По данной работе можно сделать вывод, что на сегодняшний день проблема корпорократии имеет значительное влияние на развитие экономики, политики и социальной жизни стран с развивающимися рынками. В большинстве случаев данная тенденция развития приводит к формированию внешнего долга, зависимости государств-доноров от государств-завоевателей и социальной напряженности в обществе. Единственный способ решения проблемы — это разработка и внедрение научно обоснованной методологии нивелирования данной проблемы.

Статья на тему корпоратократия как особый тип институциональных ловушек