Для РФ Китай в настоящее время является одним из ключевых партнёров как в экономической, так и в политической сфере. Поэтому особый интерес представляет собой исследование правовой системы данной страны. Без детального изучения функционирования правовой системы Китая невозможно обеспечить эффективную защиту прав российских граждан и юридических лиц, а также интересов российского государства в пределах юрисдикции КНР.

Правовая система КНР сочетает в себе элементы как традиционного китайского права, так и права, присущего странам социализма и странам романо-германской правовой семьи. При этом ключевыми особенностями правовой системы Китая, по мнению Трощинского П.В., являются малое количество действующих в стране законов, отсутствие некоторых кодифицированных актов правотворчества (гражданского, административного, налогового кодексов), использование экспериментального правотворчества, расплывчатость и неконкретизированность некоторых правовых норм1.

Официальным отражением взятого руководством Китая курса на построение правового государства стала 13-я поправка к Конституции КНР, провозгласившая КНР «социалистическим правовым государством». Однако существующая социалистическая правовая система Китая имеет определенные специфические черты, из-за которых КНР нельзя назвать правовым государством в привычном для нас понимании.

Как уже было сказано, ключевой особенностью правовой системы КНР является относительно небольшое число нормативно-правовых актов (далее – НПА), имеющих статус закона. Связано это в первую очередь с тем, что в правовом регулировании китайские власти предпочитают использовать административно-правовые подзаконные акты. Данная мера позволяет более оперативно приспосабливаться к существующим ныне экономическим реалиям. Помимо этого, в целях более оперативного устранения пробелов правовом регулировании, центральные органы власти КНР делегируют местным органам власти достаточно широкий круг полномочий по принятию подзаконных НПА, которые устраняли бы эти пробелы. И местные органы власти активно пользуются этим правом для привлечения инвестиций путём установления льготных режимов налогообложения для иностранных компаний.

Также для правовой системы КНР не присущ принцип верховенства закона. До сих пор партийные инструкции, программы и предписания стоят выше него в иерархии НПА. В том числе нередко они стоят выше и самой Конституции. Так, согласно ч. 1 ст. 36 Конституции КНР «граждане Китайской Народной Республики имеют свободу вероисповедания». На практике же свобода вероисповедания существенно ограничивается партийными инструкциями, заявлениями высших партийных руководителей, настаивающих на невозможности исповедования религии членами КПК.

Верховенство «директив» партии над законом указывает и на то, что отстоять свои экономические и прочие интересы в китайских судах достаточно трудно. Нарушения права интеллектуальной собственности со стороны китайского производителя нарушаться будут до тех пор, пока это в экономическом плане будет выгодно государству.

Данное обстоятельство напрямую связано с тем, что «социалистическая» мораль, ставящая общественные и государственные интересы выше личностных, доминирует в сознании китайского общества над «социалистической» же законностью. Причины данного явления следует искать ещё в древности.

Истоки действующей ныне правовой системы Китая находятся в учениях конфуцианства, а также легизма, доктринальные положения которых хоть и не имеют прямого закрепления в нормах закона, но всё-таки продолжают играть ключевую роль в формировании правовой культуры и правосознания китайского общества. Таким образом,

КНР сложилась ситуация, когда из всех правовых систем только китайская сохранила в себе не только национальные особенности, но и характерные черты социалистического права.

Доктрина легизма предписывает китайцам находиться от права «на почтительном расстоянии». Поэтому право у китайцев ассоциируется в первую очередь с наказанием. Фундамент правовой системы Китая на протяжении всей истории составляло именно уголовное законодательство. Таким образом, в китайском обществе сложилось представление о презумпции норм морали над нормами права. Истоки данного представления кроются в конфуцианстве. Следовательно, более тяжким осуждением для китайца является нравственное осуждение со стороны родственников, знакомых или же общества, нежели негативные санкции со стороны государства. Примером этому служит, том числе, и Закон КНР «О защите прав и интересов пожилых людей». Правовой акт значителен по объему и состоит из 9 глав и 85 статей. Причём помимо привычных нам видов ответственности он также содержит в себе такой вид юридической ответственности, как «моральное осуждение».

Таким образом, правовая система КНР имеет целый ряд особенностей, кардинальным образом отличающих её от правовой системы РФ. Это проявляется в таких обстоятельствах, как относительно небольшое число законов, приоритет норм морали над нормами права, приоритет партийных «декретов» над иными НПА.

Следовательно, с учётом всё более тесной экономической и культурной интеграции наших стран, РФ необходимо обеспечить эффективную защиту прав наших граждан и юридических лиц. А данных целей достичь невозможно, не разбираясь детально в специфике функционирования правовой системы китайского государства.

Статья на тему Правовая система Китая