В соответствии со статьей 92 « Конвенции по морскому праву» от 1982 года судно может плавать под флагом только одного государства за исключением случаев, прямо предусмотренных в международных договорах или положениях самой Конвенции. Также судно не может сменить свой флаг во время плавания или стоянки в порту, кроме случаев перехода права собственности или смены регистрации.

С целью обеспечения и укрепления связи между государством и судном, плавающим под его флагом, в 1986 году была принята « Конвенция об условиях регистрации судов». В соответствии со статьей 19 , данный нормативный акт вступит в силу через 12 месяцев после даты, к которой не менее 40 государств, имеющих общий тоннаж судов не менее 25% от мирового, станут ее участниками.

Однако до сих пор нужно количество государств не ратифицировали Конвенцию, поэтому множество вопросов по регистрации судов остаются нормами международного права.

Ситуация, сложившаяся на сегодня остается сложной. С одной стороны, значительная часть мирового тоннажа судов зарегистрирована под «удобными флагами». Только на 6 государств с « удобным флагом» приходится 48% всего мирового тоннажа, но при этом вышеупомянутые страны не заинтересованы в ратификации « Конвенции об условиях регистрации судов». С другой стороны, сама Конвенция множество важных вопросов, касающихся регистрации судов, дает на откуп национальным законодательствам, что не способствует укреплению реальной связи между государством и судном, плавающим под флагом под его флагом.

Отсутствие единых правил предоставления страной права плавания под ее флагом способствовало тому, что на сегодняшний день в разных государствах эти правила разные и зависят как от политических, так и экономических интересов каждой страны.

«Удобный флаг» — явление, которое не имеет четкого юридического определения, однако оно существует и признается большинством государств мира.

Впервые проблема использования «удобного флага» попала в поле зрения МОТ еще в 1933 году, когда в эту организацию обратились представители Международной федерация транспортных рабочих.

Однако проблема использования «удобного флага» остается актуальной и сегодня.

Деление регистров судов на три группы «Государственный», второй или « международный» и третий или « открытый» остается довольно условным, поскольку критерии двух последних типов не могут быть четко разграничены.

Характерной чертой законодательства стран с открытой регистрацией является то, что они вообще или на недостаточном уровне регламентируют вопросы найма экипажа, не создают надежной системы контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, поскольку граждане вышеупомянутых государств являются членами экипажей судов. Нужно         отметить, что некоторые страны, предоставляющие услуги по открытой регистрации судов, вовсе не имеют выхода к морю. Например, Монголия и Многонациональное государство Боливия). При этом трудовые контракты членов экипажа редко соответствуют международным стандартам, принятым МОТ. Дипломатический корпус таких стран также не заинтересован в защите интересов чужих моряков. Кстати, по данным МИД РФ примерно 70 000 российских моряков трудятся на судах, плавающими под иностранными, в том числе и « удобными» флагами.

В спорных ситуациях страна национальности экипажа не может в полной мере защищать права и представлять интересы членов такого рода экипажей, поскольку суда под иностранными флагами находятся под юрисдикцией государства их зарегистрировавшего.

Режим « удобного флага» гарантирует судовладельцам-нерезидентам таких преимущества как:

  • возможность быстрой и беспрепятственной перерегистрации в морском реестре другой страны
  • возможность параллельной регистрации судов
  • сохранение анонимности при совершении коммерческих операций владельцами судоходных компаний
  • отсутствие чрезмерного контроля государственных органов в стране своей национальности и другие.

Однако критики практики свободной регистрации судов, прежде всего Международная федерация профсоюзов транспортных работников, приводят веские аргументы против повсеместного использования дешевых ( « удобных») флагов. Сама по себе открытая регистрация не является чем-то незаконным. Довольно часто использование выражений « дешевый», « удобный флаг» отображают определенную злость морских администраций европейских стран и США, которые теряют доходы в сфере морских перевозок по причине нежелания бороться с бюрократизмом и тотальным контролем над судоходными компаниями. Регистрация под « дешевым флагом» совсем не освобождает судовладельца от необходимости получения классификационных свидетельств и прохождения осмотра с целью подтверждения класса судна, наличия дипломов для судовых специалистов. Представляется, что в большинстве случаев проблемы с несоблюдением международных стандартов зависят не от флага, а от порядка на конкретном судне, установленного судовладельцем и капитаном.

Требования международных правовых актов, прежде всего « Конвенции по охране человеческой жизни на море», «Конвенции о подготовке дипломировании моряков и несении вахты» и других являются едиными для всего мирового флота. Их выполнение контролируется страной порта захода судна, невзирая на его флаг. Принимая за основу такие критерии как социальная защищенность моряков, охрана окружающей среду страны открытой регистрации можно разделить условно на две группы. К первой можно отнести флаги Мальты, Кипра, Гибралтара. На суднах под этими флагами действуют достаточно жесткие национальные требования по обеспечению безопасности мореходства. Вышеупомянутые государства присоединились до Сводной конвенции Международной организации труда от 2006 года», которая защищает основные права моряков.

В заключении хотелось бы отметить, что вступление в силу «Конвенции ООН об условиях регистрации судов» от 1986 года и ратификация ее государствами, являющимися оффшорными финансовыми центрами, могло бы существенно укрепить международно-правовой принцип реальной связи между судной и страной его флага, наполнить его конкретным содержанием.

Статья на тему удобного флага проблемы и перспективы