Социальная работа с подростками и молодежью должна проводиться специалистом, обладающим необходимой информацией о гендерных особенностях поведения и проблемах представителей различных молодежных субкультур. Такие знания необходимы так в работе с агрессивными подростками, так и с теми, кто испытывает на себе жестокое обращение или имеет трудности в отношениях со сверстниками, семьей и т.п.

В социальной работе с девочками-подростками, в первую очередь наиболее актуальными являются такие проблемы, как ранняя беременность, а затем и материнство, ранние сексуальные связи, риск передачи заболеваний, передающихся половым путем и др.

Рассмотрим в качестве примера социальной работы с мальчиками-подростками деятельность «лесных школ». Подобные формы работы распространены во многих странах мира, как правило, носят название «Дискавери» или «Школа выживания» и созданы для детей, испытывающих эмоциональные и поведенческие проблемы. Эти школы-лагеря расположены в лесу и используют естественную природную среду в целях общего позитивного развития воспитанников.

К молодым людям обращаются с уважением, развивают самоуважение и ответственность, необходимые для того, чтобы успешно интегрироваться в общество, оказывают помощь в формировании поддерживающих отношений со сверстниками и взрослыми. Каждой группе из десяти подростков назначается два руководителя и один супервизор. Группы живут в городках, состоящих из восьми или десяти четырехместных палаток, которые дети сами устанавливают и ремонтируют. Ежедневно дети посещают уроки и участвуют во внеакадемических групповых занятиях.

Также подростки посещают музеи, исторические достопримечательности, аквариум, зоопарк, местные предприятия и парки.

Летом ребята совершают пешие или велосипедные прогулки, а также сплавляются по реке. Каждый день оканчивается собранием, на котором обсуждают события прошедшего дня, высказываются о своих чувствах, а также обсуждают планы на завтра.

Цель каждой группы – помочь участникам поверить в себя, научиться владеть собой и выстраивать взаимоотношения со сверстниками, научится решать проблемные ситуации. Позитивный групповой опыт нередко контрастирует с негативным опытом каждого из участников. Группа сверстников и природная среда постоянно подвергают участников испытаниям, тем самым предоставляя возможность понимания причинно-следственных отношений между действиями и их последствиями, приобрести опыт взаимопомощи и успеха.

Подобные программы социально-психологической работы с мальчиками-подростками существуют во многих странах мира. Эти программы разнообразны и включают следующие формы: лагерь военнопатриотического воспитания, бой-скауты, «школа выживания», походы участников движения КСП (Клуб самодеятельной песни), «лесные школы» и выездной лагерь с программой социально-психологического тренинга.

Таким образом, превентивная и коррекционная социальная работа с юношами и девушками должна основываться на знании о гендерных особенностях поведения и проблемах представителей различных молодежных субкультур.

Статья на тему гендерный подход в социальной работе с подростками и молодежью