Проблемы девиантного поведения, правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, которые ведут к конфликту с законом, сохраняют свою остроту и неоднозначность решения. Только в феврале 2017 года, по данным Портала Правовой Статистики, было выявлено 5747 несовершеннолетних лиц, которые совершили разного рода и разной тяжести преступления .

С целью профилактики преступности, а также социальной реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом активно внедряются технологии, направленные на выявление причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними правонарушений и преступлений, на выявление новых эффективных форм и методов реабилитации детей.

Под термином «дети, находящиеся в конфликте с законом», понимаются все лица моложе 18 лет, вступающие в контакт с системой правосудия в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении правонарушений. Но во многих научных источниках, термин «дети, находящиеся в конфликте с законом» отождествляется с понятием «дети, в трудной жизненной ситуации».

Согласно статье 1 Федерального Закона от 4 июля 18г. № 14- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, это:

  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным поведением, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);
  • дети с отклонениями в поведении .

Социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом – это система мероприятий, имеющих своей целью восстановление способности к социальному функционированию детей, вступающих в контакт с системой правосудия (восстановление социальных функций и социальных ролей). К данным мероприятиям относятся социально – медицинская, социально – психологическая, социально – педагогическая, а так же профессиональная и трудовая реабилитации. Главными особенностями инновационных технологий социальной реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом являются их адресность и комплексность,  а так же  то, что технологии разрабатываются на основе учета потребностей и проблем клиента.

С целью изучения инновационных технологий в практике социальной реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом в г. Абакане нами было проведено эмпирическое исследование. Основными методами являлись экспертный опрос и анализ документов.

Базами исследования выступили Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана «Средняя общеобразовательная школа №5» (реализует инновационных социальный проект «Старт к успеху»), Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Абакана.

Результаты эмпирического исследования показали, что проблема реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом актуальна для г. Абакана. Основным методом работы является программно – целевой. Реализация данного метода позволила создать новые структуры, как Штаб при Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, межведомственная рабочая группа при Штабе, Совет профилактики в жилых районах города. В настоящее время во всех образовательных организациях создана и развивается Школьная служба примирения.

К инновационным технологиям, которые востребованы и эффективны в работе с детьми, находящимися в конфликте с законом, можно отнести медиа технологии (студия «M-art»), информационные технологии (технология создания социальных роликов, социальных буклетов), социально – педагогические (кейс технология, дискуссионные технологии «группы родительской взаимопомощи»), и психолого – педагогические технологии (арт – терапия, песочная терапия), межведомственная мобильная служба «Экстренная детская помощь» и др.

Следует отметить, что большинство технологий, реализуемых в рамках проекта «Старт к успеху!», были выбраны специалистами на основе имеющихся проблем детей в конфликте с законом. Остальные технологии, такие как мульттерапия и информационные технологии выбраны по интересам несовершеннолетних.

Основными проблемами, на решение которых направлены вышеперечисленные технологии, являются:

  • организация досуга и свободного времени ребенка;
  • умение мыслить и озвучивать мысли по поводу решения как своей, так и чужой проблемы;
  • формирование навыков и приемов семейного воспитания и ухода за детьми у родителей несовершеннолетних;
  • агрессивность несовершеннолетних.

В целом, сложившаяся инновационная практика социальной реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом характеризуется результативностью, однако она проявила проблемы организационного характера:

  • согласование участия специалистов других учреждений;
  • занятость родителей и как следствие трудности организации совместных тренинговых занятий для родителей и детей.