kompetentnostnii-podhod-pri-podgotovke-socialnogo-rabotnika-v-sovremennih-usloviyah

Социальная работа – это особая профессия, ее цель помочь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации и не способному самостоятельно справиться с этой проблемой. Социальная работа относится к редким видам профессий, где, на первый план выходят не столько профессиональные знания и умения , а сколько личностные характеристики. В связи с эти профессиональное становление социального работника должно включать в себя не только познание сущности профессии, но и развитие его духовно-нравственных качеств, которые он в будущем будет использовать в своей профессиональной деятельности.

В современной подготовке специалистов используется компетентностного подхода, суть которого определяются в том, что конечной целью образования являются не только знания, умения и навыки, а способность к личностному росту. В конечном итоге вуз готовит компетентностную личность, которая характеризуется способностью решать обычные профессиональные вопросы, возникающие в реальных ситуациях, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей 1. Такой подход к содержанию образования строится в соответствии с Болонскими рекомендациями и ориентирует образование на его специализацию в той или иной области знаний, в той или иной сфере их применения. Компетентностный подход предполагает формирование

«универсальных учебных действий обучающихся, которые позволяют им самостоятельно решать проблемы, организовывать познавательную деятельность» 1.

Основу профессиональных знаний социального работника составляют знания: о нормах и правилах социальной и психологической помощи и поддержки; о принципах содействия; об условиях социальной защиты граждан, о принципах отношения к человеку.

Так, под специальной компетентностью принято понимать владение собственно профессиональной деятельностью на хорошем уровне. Сущность социальной компетентности характеризуется навыками взаимодействия и сотрудничества с клиентом, приемами профессионального общения с коллегами, социальной ответственностью за результаты. Социальная компетентность – это личное умение осуществлять технологии индивидуального, группового и межгруппового взаимодействия .

И наконец, индивидуальная компетентность предполагает владение навыками самореализации и развития индивидуального стиля профессиональной деятельности и общения, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональной стагнации и деформации.

Компетенции социального работника не могут формироваться в традиционном образовательном процессе. Их развитию способствует целенаправленное применение таких методов, как творчески-проблемный; проектный; исследование ролевых моделей; презентация идей и т.п.