Нужны ли музеи обществу, ориентированному на инновации? Для чего нам ходить в музей, если произведения искусства можно увидеть или услышать.

Интернете или есть возможность пойти в современный центр развлекательного характера?

Музей, по определению ИКОМ (международного совета музеев) – это постоянное некоммерческое учреждение, которое занимается приобретением, исследованием, хранением, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания. В настоящее время он все чаще ассоциируется с консервативностью, архаичностью, традиционностью. Но к музею в этом быстроразвивающемся потребительском мире как раз и нужно обращаться именно за этим. В постиндустриальном обществе так много информации, которая просачивается через различные каналы СМИ, что уже сложно понять, какие сведения являются достоверными. И тогда настоящим источником подлинности выступает музейный предмет, который обладает свойствами информативности и репрезентативности, т.е. способности отражать эпоху, определенный период развития, среду бытования 3, c.

Так, например, для периода господства стиля ампир в начале XIX в. в мебели были характерны кровати, сходные с походными шатрами, а в роли орнамента выступали монограммы Наполеона и такие атрибуты, как ликторские связки – перевязанные пучки прутьев с топором по середине.

Кто-то скажет, что в музее скучно. Но там вдруг окажется такой выставочный образец, который сможет вызвать целую бурю эмоций и всплеск ассоциаций: подбитый танк, последнее письмо солдата матери, забытая кемто любовная записка в книге, старинная фотография, принадлежащая императору корона. И тогда объект культурного наследия станет не только источником информации, но и эмоций, какие встретишь только в уникальной музейной атмосфере.

Кроме того, ценности, хранимые в музее, вызывают чувство принадлежности к истории, всемирной, отечественной, на них остается патина времени, они осуществляют связь поколений и культур. В музее нетрудно познавать мир прошлого и настоящего с опорой на материальные объекты. Это место, где можно почувствовать себя человеком одухотворенным, где хочется помечтать, представить себя в роли рыцаря в средневековых латах, где можно сравнить свою жизнь с жизнью первобытного человека. Этому, в том числе, способствует новый метод построения экспозиции – субмерсия – т.е. погружение в атмосферу эпохи, где задействованы все органы чувств и ассоциативное мышление. Он ориентирован на широкий круг посетителя разного уровня подготовки, где используются современные технические средства, интерактивные приемы.

Казалось бы, музейные фонды – самая неповоротливая к инновациям и скрытая от посторонних глаз часть музейной жизни. Но сегодня музеи стремятся к тому, чтобы его сокровища были открыты для каждого. Фондохранилища снабжают оборудованием, которое совмещает в себе функции сейфа и витрины, чтобы появилась возможность для зрителя лицезреть шедевры в любое время, а не только тогда, когда они будут выставлены непосредственно в экспозиции (технология открытого хранения фондов).

Помимо того, что музей хранит, изучает и демонстрирует культурно-е материальное и нематериальное (неосязаемое, неовеществленное) наследие, он выполняет и природоохранную функцию. Создаются, в том числе, и экспозиции под открытым небом, которые завораживают и привлекают посетителя.

Музей у многих также ассоциируется с фразой «руками не трогать». Теперь создаются такие экспозиции, где посетители активно взаимодействуют с выставочными образцами или погружаются в культуру через экран информационного киоска или технологии видео-мэппинга, представляющую собой трехмерную проекцию на любом, самом разнородном объекте, будь то диван или архитектурное строение. Музею теперь важно ориентироваться на зрителя, в какой-то мере создавать шоу, у него появилась и новая задача – развлекать, организовывать досуг, при этом, не теряя своей истинной сущности. Ведь наряду с экспозицией интерактивной строится и экспозиция «под витриной» с уникальными артефактами. А информационные технологии, вводимые в экспозицию, призваны лишь стать средством для понимания языка предметов, а не их подменой. Шедевры, познанные в виртуальной среде, лишь подогревают интерес к тому, чтобы увидеть их в действительности.

Современные технологии активно используются не только в помощь для демонстрации сложных тем в экспозиции, но и порой сами выступают в качестве объектов показа. Также они помогают коммуницировать с «вещным» миром и людям с ограниченными возможностями, в результате музей выступает в качестве открытого пространства для всех категорий посетителей.

В эпоху глобализации музей объединяет под одной крышей людей из различных стран, потому что это не место для выяснения отношений и не судилище. Здесь выражаются мнения всех сторон, события рассматриваются не однобоко, а полярно.

В крупнейших музеях мира, будь то Лувр или Эрмитаж, выставлено искусство всех времен и народов, в том числе и современное. И сложно в таком случае говорить, что музей не идет в ногу со временем. Он также ориентирован на инновации. Он развивается, пусть и медленно. В настоящее время создаются специальные типы музеев, которые способны решать насущные социальные проблемы (экомузеи). Они стараются активно включаться в жизнь людей, участвуя в их образовании или предоставляя им рабочие места, например,

В ведении традиционных форм землепользования, и включать людей в жизнь музея, в частности, местные жители активно задействованы в комплектовании фондов и в организации различных музейных мероприятиях.

Таким образом, обществу, ориентированному на инновации, нужен музей, ориентированный на инновации с его неподдельной атмосферой, т.к. он служит площадкой для духовного и научного просвещения, эстетического развития, воспитания толерантности и формирования национального самосознания.