Нами проанализирована система управления Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов городского округа Самара «Центральный», рассмотрены основные проблемы, присущие ей, и внесены предложения по ее усовершенствованию.

Социальная политика по отношению к пожилым гражданам и инвалидам, ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории нашей страны находились определялись социально-экономическими и общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом.

Выделение в общей структуре социальной политики особого направления – социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов – вызвано довольно специфическими условиями и образом их жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем развития современного общества в целом. Социальное обслуживание населения в нашей стране с каждым годом приобретает всё большее значение; оно рассматривается как необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования социального обслуживания наиболее уязвимых категорий населения, а, следовательно, – важностью улучшения качества управления данной сферой. Выполнению поставленной цели служит последовательное решение следующих задач: рассмотреть систему органов соци-ального обслуживания в нашей стране, проанализировать систему управления ГБУ СО «ЦСО «Центральный» и внести предложения по ее усовершенствованию.

Система социального обслуживания в Российской Федерации включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

  1. Стационарные и полустационарные учреждения социального обслуживания – отделения дневного и ночного пребывания (напр., пансионаты, реабилитационные центры, медико-социальные отделения), деятельность которых направлена на оказание социального обслуживания в специализированных учреждениях и включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов условий жизнедеятельности со-гласно их возрасту и здоровью, а также предоставление услуг социально-бытового, медицинского и культурного характера (организация питания, отдыха и поддержание активного образа жизни).
  2. Нестационарные учреждения социального обслуживания – надомное обслуживание или социальная помощь на дому – предоставление услуг по месту жительства: обеспечение помощи в приобретении медика-ментов и товаров первой необходимости, организация питания, поддержка жилья гигиеническим требованиям, организация досуга, разовое обеспечение бесплатным горячим питанием или оказание разовой материальной помощи, обеспечение остро нуждающихся одеждой и обувью и т.д. Кроме надомного обслуживания наиболее уязвимым социальным слоям общества предоставляется срочное социальное обслуживание – неотложная помощь разового характера.
  3. Учреждения, оказывающие реабилитационные услуги, которые обеспечивают процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к общественной и бытовой деятельности. В данную категорию входят восстановительные медицинские мероприятия, санаторно-курортное лечение, профессиональное ориентация на обучение и образование, физкультурно-оздоровительные мероприятия и др.
  4. Управления социальной защиты населения городских и муниципальных округов, в компетенцию которых входит оказание помощи наиболее социально уязвимым категориям граждан, оформление и выдача социальных карт, предоставление компенсации стоимости проезда к месту лечения или обследования в лечебно-профилактических учреждениях, ежемесячная денежная выплата ветеранам труда, субсидии, пособия.

Российское государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения и других обстоятельств. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляется лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а так же иным лицам, нуждающимся в социальном обслуживании и имеющим право на него.

Целью деятельности органов социальной защиты в нашей стране является обеспечение прав граждан на получение социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме, а также срочных социальных услуг. В их задачи входит выявление и учет граждан и семей, нуждающихся в социальной поддержке, организация консультационной (социально-психологической, юридической) помощи, а также содействие в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве.

В учреждениях социальной защиты главным «действующим лицом» является персонал; личностный потенциал человека и его деловые качества служат источником развития учреждения социального обслуживания и выполнения им его социальной функции. Это имеет большое значение в социальной сфере, так как специалисты в данной области призваны создавать такую среду, в которой бы люди, попавшие в сложные ситуации, не чувствовали себя ущербными. Вместе с тем, не менее важным считаем организацию эффективной системы управления такого рода учреждениями, что будет рассмотрено на примере ГБУ СО «ЦСО «Центральный».
ГБУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Центральный» является унитарной некоммерческой организацией, учреждением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом учреждения. Высшим должностным лицом, отвечающим за деятельность учреждения, является директор, назначаемый на должность и увольняемый министром социально-демографической и семейной политики Самарской области. Заместители директора, начальник планово-экономического отдела и главный бухгалтер назначаются на должность директором Учреждения по согласованию с министерством социально-демографической и семейной политики области.

В структуру управления ГБУ СО «ЦСО «Центральный» входят директор и 5 его заместителей (отделений Железнодорожного, Куйбышевского, Ленинского, Октябрьского, Самарского районов), отдел бухгалтерского учета и отчетности, планово-экономический отдел, отдел правового обеспечения и отдел кадрового обеспечения.

Аппарат управления Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Центральный» в работе с персоналом сталкивается с рядом проблем, которые, зачастую, снижают эффективность работы учреждения.

К наиболее распространенным проблемам можно отнести следующие.

  • Во-первых, это риски при решении какой-либо проблемы, т. е. на основе решения одной проблемы появляется возможность возникновения новых.
  • Во-вторых, это важность или срочность дел, которые, переплетаясь, мешают эффективному их исполнению.
  • В-третьих, это недостаточное финансирование из бюджета городского округа Самара, слабая мотивация персонала к работе из-за недостатка заработной платы и, следовательно, довольно сильная «утечка кадров».

Решение данных проблем лежит, с одной стороны, в направлении изучения и практической реализации основных положений теорий тайм-менеджмента и разработки и принятия управленческих решений, что предполагает периодическое повышение квалификации управляющего персонала учреждения, а с другой – в мотивировании и стимулировании работников организации как в денежном, так и в моральном эквиваленте.

В заключении можно сделать вывод, что успешная деятельность любого учреждения во многом зависит от грамотного руководства. Так как важным звеном любого учреждения является управление персоналом, оно и формирует благоприятную среду, в которой люди получают удовлетворение от выполненной работы, развивая свои способности и трудовой потенциал. Совершенствование практического управления заключается в улучшении знаний и навыков сотрудников, аттестации работников и использовании методов повышения трудовой мотивации. Данные меры будут способствовать как повышению эффективности управления Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Центральный», так и совершенствованию качества деятельности его сотрудников, и, следовательно, удовлетворенности их работой теми категориями граждан, на повышения благосостояния которых направлена их работа.