Таможенное дело РФ имеет более чем тысячелетнюю историю. Упоминания о таможенных правилах как системы положений, регулирующих налогообложение при ввозе иностранных товаров, встречаются уже в летописи Ярослава Мудрого «Русская правда», а позднее и в других письменных источниках Великого Новгорода, Вольного Пскова и других городов.

Сам термин «таможенное дело» берет начало в еще более ранней истории — периоде образования Киевской Руси. Так, в договоре князя киевского Олега с византийцами встречается слово «мыт», что означало сбор за провоз товаров через заставы, «да творят куплю, якоже им надобе, не платиче мыта ни в чем»

До середины XVII в. даже в условиях централизации государственной власти московских государей таможенные правила имели бессистемный характер. Важной вехой таможенной реформы в России стало принятие в 1653 г. Именного Указа «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием, по сколько взято и с каких товаров». Этот документ получил признание как первый российский государственный Таможенный устав (Торговый устав). Все было заменено единой рублевой пошлиной, измерявшейся в процентах от цены товара и зависевшей от вида товара и страны, из которой приехал иностранный купец. Данным указом впервые были закреплены законом права и обязанности таможенников (мытчиков) по осуществлению контроля за перемещением товаров.

Реформирование таможенного дела на Руси завершилось только в середине XVIII в. — с отменой откупной системы сбора таможенных платежей и ликвидацией внутренних таможен, положив начало формированию государственной таможенной службы со специальным аппаратом, структурой и системой управления.

Петровские реформы продолжили упорядочивание таможенного тарифа на основе применения идей протекционизма. В Таможенном тарифе 1724 г. устанавливаются правила снижения таможенных ставок по признаку торгующей стороны, имеющей режим наибольшего благоприятствования. Для импортных товаров, ввоз которых не играл в российской экономике значимой роли за счет его достаточности, ставки таможенной пошлины составляли до 75% стоимости импортных товаров.

До 1917 г. таможенная политика России формировалась с учетом международных соглашений в области торговых отношений и принятых таможенных обязательств.

Первый таможенный кодекс Советского Союза был принят в 1924 г. и за весь советский период пересматривался дважды — в 1964 и 1988 гг. С 1988 г. советские таможенные органы впервые стали рассматриваться как самостоятельное ведомство, созданное для осуществления специфической деятельности — регулирования общественных отношений, возникающих при перемещении предметов и ценностей через границу.

Наиболее радикальный этап реформирования системы таможенных органов в России приходится на начало 1990-х гг. Указ Президента РФ о создании Государственного таможенного комитета, преобразованного в 2004 г. в Федеральную таможенную службу, был подписан 25 октября 1991 г. Были приняты Таможенный кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ) и Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе.»

Для таможенной политики важную роль сыграли не только введение нового Таможенного кодекса РФ в 2003 г. и пересмотр таможенного тарифа, но и принятие федеральных законов № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

С введением в действие Таможенного кодекса РФ были решены такие принципиально важные задачи, как:

  • приведение российского таможенного законодательства в соответствие с международными стандартами в этой сфере;
  • упрощение и ускорение таможенных процедур;
  • снижение административного фактора в регулировании товаропотока.

6 октября 2007 г Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного Союза (ТС), согласно которому, таможенное регулирование на территории ТС осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ТС, основным документом которого является Таможенный кодекс ТС, вступивший в силу 1 июля 2010 г.

Таможенный кодекс ТС базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции) и предусматривает: единые правила декларирования товаров, единые таможенные процедуры, единую методологию определения таможенной стоимости, единые правила начисления и взимания таможенных платежей, единые правила таможенного контроля.

Таким образом, на данный момент Таможенная политика РФ полностью соответствует международным стандартам и содействует развитию экономического потенциала государства.

Статья на тему этапы становления и развития таможенного дела российской федерации