Торговля имеет очень большое социально-экономическое значение, а соответственно, и самые востребованные профессии. На современном этапе торговля должна оперативно и, главное, качественно обслуживать все больше и больше увеличивающийся спрос населения. Сегодня значительно увеличились требования людей к качеству обслуживания клиентов работниками сферы торговли. Именно из-за этого сегодня появляются новые, более современные профессии, которые напрямую связанны с торговлей.

Торговля – древнейший вид деятельности человечества. Ей насчитывается свыше тысячи лет. Торговля появилась тогда, когда человеческие общины начали контактировать друг с другом. Каждый был сам себе и покупателем, и продавцом. Следует сказать, что торговля не представляет собой явления, отделимого от общего процесса человеческого развития. С развитием торговли начали появляться торговые пути, как сухопутные, например, Великий Соляной Путь, так и морские, «из варяг в греки», «великий волжский путь». В такой путь отправлялись купцы, которые могли на свой страх и риск отправится в дорогу, чтобы перевезти товар из одного города или государства в другой. Они и являются первыми продавцами, или купцами, или «гостями», как называли их в те времена. Сейчас, в современном мире, когда расстояние стало незначительным, торговля является одним из наиболее важных аспектов развития мирового сообщества. Появилась необходимость в более узконаправленных и обученных специалистах.

Сферу торговли можно разделить на производственные предприятия и торговые предприятия. Производственные предприятия в свою очередь разделяются на сферу снабжения и сферу продажи произведенной продукции. Сфера снабжения включает в себя закупку сырья, материальных ресурсов, а сфера продажи в свою очередь, подразделяется на отдел маркетинга, отдел логистики и отдел продаж.

Маркетинг – это процесс планирования и практического осуществления разработки идей, товаров и услуг, формирования цен на них, стимулирования их сбыта и распределения для реализации обмена, удовлетворяющего целям индивидов организаций. Здесь необходимо выделить такую, достаточно новую профессию, как дистрибьютеры, которые выполняют функции посредника между производителем и конечным потребителем. Но помимо выполнения этой функции, как правило, в должностные обязанности дистрибьютора входит маркетинговые услуги, т.е. реклама товара, монтаж товара на месте и его наладка. Он может проводить анализ местного рынка, что бы узнать покупательную способность населения.

Логистика – это наука и искусство управления товарным потоком, т.е. управления продвижением продукции от производителя к потребителю. Здесь следует выделить такую профессию, как бренд-менеджер. Это специалист в сфере продвижения товара или услуги фирмы на рынке. Бренд-менеджер должен иметь знания в области маркетинга, менеджмента и рекламы. Этот специалист важен тогда, когда фирма пытается захватить свою долю на рыке, продвигая новый, более качественный и более усовершенствованные товар. В этом случае бренд-менеджер должен разработать программу продвижения товара на рынок, которая может включать акции, скидки, бонусы и прочее.

Отдел продаж в первую очередь занят поиском новых клиентов. Здесь можно выделить такие профессии как: коммерсанты, отвечающие за переговоры с клиентами, заключением договоров; менчендайзеры, занимающиеся выкладкой товара, сбором данных с торговых точек по наличию товара, наличием информации о том, какой товар нужен клиенту и какой товар пользуется наибольшим спросом; супервайзеры, контролирующие работу торговых представителей с определенными марками товаров, контролирующие продажи в розничных сетях, занимающиеся поиском новых клиентов, а также выполняющие заказы на поставку определенных товаров от предприятий торговли.

В торговых предприятиях обычно выделяют отдел закупок товара и отдел продаж товара.

В отделе закупок принимаются решения о закупке товаров, заключаются контракты на поставку продукции, решаются вопросы выбора поставщика, устанавливаются требования к качеству продукции. Относительно данного отдела наиболее востребованными являются такие профессии как – товароведы, менеджеры по закупкам, логисты.

Отдел продаж осуществляет непосредственную реализацию самого товара клиентам и здесь наиболее востребованными являются такие профессии как продавцы-консультанты и кассиры.

Руководителями торговых предприятий, как правило, являются коммерческие директора.

Коммерческий директор — это топ-менеджер, который комплексно руководит продажами, закупками, логистикой и маркетингом компании. Он же может заниматься подбором и обучением персонала.

Профессия коммерческого директора подразумевает довольно разностороннюю деятельность – умение решать экономические, кадровые, технологические, политические и иные вопросы. Такой специалист – это правая рука генерального директора или владельца компании.

Следует отметить, что в сфере торговли, прежде всего, всегда востребованы активные, доброжелательные люди, умеющие заинтересовать, готовые к стрессовым ситуациям, а главное, имеющие огромное желание заниматься продажами.

Это далеко не полный список профессий в области торговли, а лишь самые распространенные и востребованные на современном этапе, в том числе и в Донецкой Народной Республике.

В заключении хотелось бы отметить, что пока существует мировое сообщество, торговля, как сфера непроизводственной деятельности и дальше будет развиваться, будут появляться все новые и новые технологии, а вместе с ними и новые профессии области торговли.

Статья на тему направления популяризации профессий в сфере торговли