Таможенная система государства создана для осуществления экономической безопасности страны, также обеспечивает поступление государственных доходов, связанных с внешнеэкономической деятельностью в бюджет. Через эту систему ежегодно проходит большой объем средств, что может стать почвой для коррупционных схем и разного рода махинаций, связанных с нарушением государственной таможенной политикой. Преступники вышеуказанными путями максимизируют свою выгоду посредствам нелегальной бюрократизации, при этом они занижают выгоду потребителя таможенных услуг. Такая деятельность называется оппортунистической.

Оппортунизм – это деятельность субъекта, направленная на увеличение получаемых благ путем уменьшения поступления благ другим. Понятие оппортунизм шире чем понятие коррупция, так как последняя является одной из форм проявления оппортунистического поведения. В структуре таможенных органов оппортунистическое поведение обрело широчайший спектр своего развития, затронув, как и непосредственно таможенные посты, так и законодательное управление, которое своей деятельностью обеспечивает основу удобную для введения нелегальной деятельности.

Одна из основных коррупционных схем в России это так называемые операции через “серых” таможенных брокеров. Эти лица, не имея лицензии на осуществление брокерского дела, путем сговора с госслужащими выполняют эти операции, причем в случае выявления неправильного декларирования ответственность понесут, обе стороны, что наталкивает на мысль, о том, что работа через них непросто невыгодна ввиду завышенной цены за услуги, но и опасна, так как в процессе её нарушается Уголовный Кодекс. Но в большинстве случаев из-за самого сговора субъекту ВЭД не дают возможности обойти эту коррупционную схему, ибо у него просто нет выбора, поскольку преступники установили искусственную монополию на услуги “серого” брокера.

По статистике Управления по Противодействию Коррупции Федеральной Таможенной Системы за 2016 год в адрес служащих таможни было возбуждено 193 уголовных дела. Среди которых, основную роль 48,1% составляет взяточничество.

Для понимание проблемы необходимо определить её степень, что можно сделать путем опроса. Согласно данным опроса проводимого Левада-Центром, органы государственной власти России как минимум значительно поражены коррупцией, и динамика их данных показывает, что проблема нарастает.

Проблема взяток, превышение служебных полномочий и банальной халатности присуща всем государственным органам, в особенности финансово-экономическим, однако бороться с ней необходимо личностно, так как отношение к коррупции закладывается на морально-нравственном уровне. Менталитет граждан постсоветского пространства сформирован путем соития старого советского мировоззрения и нового квази капиталистического устройства, что привело к формированию неверных понятий о предпринимательстве и гос. службе, в итоге извратило их, и хотя эти воззрения были отчасти оправданы, они привели к ужасающим для социально-экономической сферы последствиям. Люди, идущие в эти сферы, потакают сложившимся шаблонам, и оппортунистическая деятельность становится их целью.

Такого рода правонарушения не только уменьшают доходы национальных предприятий с направлением на внешний рынок, но и портят имидж страны в целом, что приводит к уменьшению количества иностранных инвестиций и, следовательно, ухудшает общие экономические показатели страны.

Для борьбы с оппортунизмом на государственной службе нужно создать органы контроля и защитить их от коррупции политикой строго кадрового подбор, что можно сделать только путем идеализации борьбы с коррупцией. В противном случае эти органы сами станут её оплотом. Но, несмотря на всю серьезность ситуации, она имеет решение, которое заключается в образовании нового поколения с более высокими нравственными идеалами. Так как оппортунизм – это человеческий порок, борьбе с ним нужно не забывать слова историка и философа Кристофера Доусона: “Стоит человечеству решить, что для борьбы с пороком все средства хороши, как добро становится неотличимым от порока, который было призвано победить”.

Статья на тему оппортунизм в структуре таможенной системы