Для успешного выполнения коммерческих операций по закупкам товаров оптовые базы и различные коммерческие организации должны регулярно заниматься обнаружением и исследованием источников закупки и поставщиков товаров.

Закупка товаров — составная часть коммерческой деятельности торгового предприятия. Коммерческие сотрудники обязаны в полной мере знать особенности своего экономического района, его природные богатства, промышленность, сельское хозяйство, производственные возможности и ассортимент вырабатываемых изделий на промышленных предприятиях. Изучение и прогнозирование покупательского спроса, организация хозяйственных связей с поставщиками товаров (включая подготовку и заключение договоров поставки), обнаружение и изучение источников поступления и поставщиков товаров, организация учета и контроля за процессом выполнения обязательств, предусмотренных договором – все эти операции включает в себя работа по закупке товаров.

При закупках товаров следует правильно выбрать коммерческого партнера, который будет поставлять товары удовлетворительного качества и по минимальным ценам. Для этого необходимо придерживаться определенной процедуры планирования закупок, которая состоит из следующих основных этапов:

  • сбор необходимой информации;
  • анализ потенциальных потребностей покупателя и возможностей поставщика;
  • выбор стратегии закупок (форм товароснабжения);
  • определение метода закупок;
  • принятие оперативных решений, связанных с процессом товародвижения;
  • контроль и анализ выполнения плана;
  • корректировка плана.

Непосредственно при осуществлении закупок торговые предприятия должны придерживаться конкретных правил.

Во-первых, на ранних стадиях формирования ассортимента рационально закупать и продавать небольшое количество наименований товаров. Это необходимо для того, чтобы коммерческие службы могли сосредоточить свои усилия на повышении качества и установлении стандартов на качество базовых товаров. Только после этого можно дальше расширять и углублять ассортимент.

Во-вторых, важно установить тесное сотрудничество на всех уровнях между товароведами коммерческих служб и технологами производства, между производителями и оптовиками; одобрять совместную работу по формированию ассортимента͵ улучшению качества и разработке новых товаров.

В-третьих, важно помнить, что поставщик, так же, как и компания-клиент, должен быть заинтересован и прилагать все возможные усилия, чтобы обеспечить конечного потребителя товарами или услугами наивысшего качества.

Сотрудничество коммерческих партнеров строится исходя из идеи, что оно будет выгодно обеим сторонам: как с точки зрения получаемого дохода, так и с точки зрения качества предоставляемых товаров или услуг.

Осуществляя выбор поставщиков, коммерческие предприятия должны учитывать следующие факторы:

  • конкурентоспособность товаров;
  • стоимость закупаемых товаров — цены и возможные скидки; надежность поставщика — деловая репутация;
  • условия поставки — период времени от размещения заказа до его исполнения, минимальный и максимальный размер партии, ответственность    продавца за поставки;
  • условия расчетов — возможность платежа или получения кредита;
  • удаленность поставщика — местоположение предприятия-поставщика, так как, окончательная цена товара определяется с учетом транспортной составляющей.

Учитывая большое многообразие поставщиков товаров, их можно классифицировать на несколько групп по различным признакам (функциональным, территориальным, формам собственности, ведомственной принадлежности и др.).

В обобщенном виде всех поставщиков товаров можно подразделить на две категории:

  • поставщики-изготовители – производственные предприятия, фирмы, частные предприниматели и т. д., выпускающие товары потребительского назначения различного ассортимента для удовлетворения спроса потребителей;
  • поставщики-оптовики – закупают товары у поставщиков-изготовителей, а также у оптовых посредников и реализуют их оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам и т. д.).

При выборе партнера стоит отдавать предпочтение тем компаниям, которые по размерам соответствуют вашей компании, или, по крайней мере, тем, которые работают так, как если бы они соответствовали. Это связано с тем, что сотрудничество должно быть основано на равенстве сторон и, по крайней мере, в течение какого-то короткого периода времени быть выгодным для обоих.

В соответствии с результатами проведенных нами опросов, выбирая партнеров для разовых сделок:

1/3 от участвующих в опросе предпринимателей основывается на рекомендациях друзей и знакомых, около 6% — на рекомендациях органов власти, около 10% — на рекомендациях тех, кто обеспечивает безопасность предприятия («крыш»). Для 53% предпринимателей для совершения разовых сделок никакие рекомендации не нужны.

Выбор поставщика одна из главных проблем в управлении закупкой материальных ресурсов. Выбор поставщиков ответственная и сложная задача, так как от них зависит ритмичность поставок, репутация фирмы перед клиентами и ее рентабельность. Большое количество потенциальных поставщиков и их разнообразие повышает актуальность проблемы выбора таких, которые могли бы с максимальным эффектом обеспечивать надежность логистических процессов.

Статья на тему изучение и выбор коммерческих партнеров при закупке товаров