По оценке Всемирного Банка, таможня Сингапура по итогам 2016 года стала самой быстрой и эффективной в мире. Такие результаты приводятся в ежегодном исследовании «The Logistics Performance Indexand Its Indicators 2016». Всего в исследовании принимали участие 160 стран, и по показателям, характеризующим работу таможенных органов Сингапуру удалось обогнать даже традиционных лидеров рейтинга – Германию и Нидерланды. Согласно исследованию, страна получила одни из самых высоких оценок по показателям удобства расположения морских портов и аэропортов, скорости таможенного оформления (менее 1 дня при экспорте и 1 день при импорте) и доле физических досмотров грузов (всего лишь 1%).

Тем не менее, высокий уровень таможенного сервиса стране просто необходим. Город-государство считается одним из крупнейших портов и экономических центров, прочно удерживает первое место в мире по числу судозаходов. Кроме того, в Сингапуре действуют свободные экономические зоны и технопарки, которые производят продукцию на внешний и внутренний рынок, а внешнеторговый оборот города-государства составляет 624,4 млрд долларов, что больше российского объема торговли на треть. Поэтому снижение таможенных барьеров и упрощение формальностей – один из самых главных факторов привлечения инвесторов в страну.

Таможенное дело и сбор налогов в Сингапуре осуществляет таможенная служба, созданная при Министерстве финансов страны. На таможенные органы возлагаются задачи по сбору таможенных доходов, предотвращению уклонения от уплаты пошлин налогов и соблюдению законодательства, а также упрощению торговых процедур. Кроме того, таможенные органы сами занимаются выдачей лицензий, сертификатов происхождения и классификационных решений.

Вся структура работы была переделана исходя из функций и принципов, которые диктуют Рамочные стандарты ВТО. Переход к подобной организационной структуре стал результатом внедрения информационных технологий и изменения принципов работы. Налоговая администрация была реорганизована по функциям, а не по типам собираемых налогов, был усилен аудиторский блок и перестроена работа с клиентами. Кроме того, отдельно велась работа по упорядочиванию внутренних процедур взаимодействия самих сотрудников.

Таможня Сингапура уделяет очень большое внимание качеству своей работы и созданию положительного имиджа. Поэтому на официальном сайте организации, подобно крупным фирмам указаны не только миссия и принципы работы, но и временные рамки, в течение которых таможня обязуется отвечать на электронные письма и запросы. По некоторым операциям процесс составляет всего несколько минут. Главным достижением Сингапурской таможни стала система единого окна, которая получила не одну награду от международных организаций. Сингапур стал одним из первых государств, внедривших электронные технологии в таможенное оформление. В 1989 году в стране заработала система Trade Net, которая в усовершенствованном виде работает и сегодня. Раньше она объединяла лишь несколько правительственных учреждений, а сегодня позволяет участнику ВЭД подавать документы на рассмотрение во все нужные инстанции (35 ведомств) в электронном виде через единое окно. Уже через десять минут после подачи заявки заявитель получает ответ с разрешением или отказом в получении документа и объяснением причин. Сегодня через систему подается 100% всех деклараций и за год через неё проходит 9 млн заявок на получение торговых разрешений.

Trade Net – это многофункциональная система. Поданные документы в автоматическом режиме проверяются по кодам Гармонизированной системы, происходит синтаксическая проверка и анализ на основе нормативных актов. Также возможно отменить заявку и получить возмещение уже уплаченной суммы сбора за её рассмотрение. Более 90% заявок обрабатывается без ручного вмешательства таможенников или сотрудников других органов, и пользователи могут получить и распечатать разрешение на ввоз в течение 10 минут.

Данная система считается государственно-частной, поэтому за её пользование взимается плата, однако суммы достаточно скромные — 20 Сингапурских долларов (около 800 рублей) ежемесячно за наличие учётной записи и ещё по 2,88 сингапурских доллара (около 120 рублей) за каждую операцию. Стоит добавить, что деньги за операции и начисленные налоги списываются со счетов клиентов автоматически – система также связана с банками.

Сегодня Сингапур наравне с Китаем считается одной из стран с самым низким уровнем коррупции на таможне. Однако, чтобы достичь подобных результатов, у властей страны на это ушел не один десяток лет. Как и в Китае, власти решили бороться с коррупцией жесткими методами- введением уголовной ответственности и резким увеличением штрафов. При этом минимальный штраф за коррупционное преступление составляет от 100 тысяч сингапурских долларов.

Ещё одним элементом антикоррупционной программы стала презумпция виновности агента правительства или другого ведомства. Согласно этой программы, они доказывают свою невиновность перед судом служащий обязан самостоятельно. Более того, если обвиняемый жил не по средствам или владел чрезмерно дорогими объектами собственности, то это также будет подтверждать то, что обвиняемый имел коррупционные доходы. Если вину чиновника удается доказать, то ему грозит выплата штрафа, конфискация средств и тюремное заключение на срок от 10 лет, а семья взяточника будет считаться опозоренной, и никто из её членов не сможет устроиться на хорошую работу в Сингапуре.

Правительством Сингапура внедряется большое количество инноваций и инструментов по улучшению качества функционирования таможенной системы. Строгие меры по борьбе с коррупцией и высокая заработная плата уже доказали свою эффективность. Таможенная служба ДНР еще на начальном этапе развития, поэтому имеет возможность ориентироваться на опыт других стран.

Статья на тему сингапурский опыт таможенного регулирования