Реклама представляет собой информацию, распространяемую о лице, товарах или услугах, оплаченную рекламодателем с целью привлечения внимания к объекту рекламирования и увеличения его сбыта.

Рекламный рынок является одним из наиболее динамично развивающихся секторов современной экономики. Основными субъектами рынка рекламы являются рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель и потребитель рекламы. Второстепенными субъектами рынка рекламы являются вспомогательные организации, выступающие в качестве субподрядчиков. Важным субъектом рынка рекламы, не относящимся ни к основным, ни к второстепенным, является государство, осуществляющее регулирование рынка рекламы на основании установления общих правил деятельности в данной сфере.

Виды рекламы по способу распространения

По видам распространения реклама делится на:

  • печатную;
  • газетно-журнальную;
  • радио-, теле- и кинорекламу;
  • рекламу на транспорте;
  • наружную рекламу;
  • интернет-рекламу.

Интернет-реклама реклама включает в себя такие виды как медийная, вирусная, тизерная, контекстная и таргетированная. Последние два вида рекламы в Интернете являются наиболее популярными.

Особенности контекстной и таргетированной рекламы

Контекстная реклама представляет из себя рекламные объявления, которые показывается пользователю в соответствии с содержанием (контекстом) интернет-страницы. Данный вид рекламы действует избирательно и отображается пользователям, сфера интересов которых потенциально пересекается с тематикой рекламируемого товара либо услуги (что повышает вероятность их отклика на рекламу). Для определения соответствия рекламного материала странице интернет-сайта обычно используется принцип ключевых слов. В зависимости от формата объявления контекстная реклама может быть текстовой, баннерной или видеорекламой. По типу в контекстной рекламе выделяют поисковую и тематическую.

Таргетированная реклама включает в себя текстовые, медийные или мультимедийные объявления, которые демонстрируются только тем пользователям, которые удовлетворяют определенному набору требований, заданному рекламодателем. Одно из наиболее перспективных направлений – таргетинг в социальных сетях, в которых собрана самая полная и достоверная информация о пользователях Интернета.

Заводя учетную запись в сетях, пользователи добровольно заполняют подробную анкету; исходя из сочетания указанных признаков и включения в группы по интересам рекламодатель может нацеливаться на конкретную аудиторию (представителей определенного пола и возраста, социальных и экономических групп и субкультур, жителей определенных районов или улиц и т.д.) и отправлять лицам, входящим в соответствующие группы нацеленные именно на них рекламные объявления.

На сегодняшний день контекстная и таргетированная реклама являются постоянно растущим сегментом современного рекламного рынка. Основными по численности рекламодателями в контекстной и таргетированной рекламе являются компании малого и среднего бизнеса, для которых данные виды рекламы представляют основной способ продвижения продукции и услуг. Однако технологии таргетированной и контекстной рекламы в интернете, с одной стороны, нарушают неприкосновенность персональных данных пользователя сети, а с другой – являются чрезмерно навязчивыми.

Текущее состояние регулирования рекламы в РФ

В настоящее время регулирование в указанной сфере рекламы составляет в основном набор рекомендаций, правил и стандартов, не имеющих обязательный характер.

В то же время практика Федеральной антимонопольной службы (ФАС) позволяет сделать вывод о возможности применения общих и специальных требований к рекламе, установленных Федеральным законом «О рекламе» от 13.03.2006 г. №38-ФЗ при определении содержания контекстной и таргетированной рекламы.

По данному вопросу применяется письмо ФАС России («О рекламе в сети «Интернет» от 28.08.2015 г. №АК/45828/15). В нем указано, что «сотрудники антимонопольных органов вправе зафиксировать факт выявления рекламы, содержащей признаки нарушения Закона о рекламе, любыми способами. Для этих целей может быть составлен акт осмотра сайта либо могут быть сделаны принт-скрины страниц сайта. Кроме того, могут быть использованы результаты поиска в архиве Интернета (https://archive.org/web/).

Принятые поправки в федеральный закон «О защите персональных данных» от 27.07.2016 г. №152-ФЗ помогают Роскомнадзору. Это дает полномочия требовать от операторов связи ограничения доступа к интернет-ресурсам, которые не гарантируют хранение персональных данных. Кроме того, в настоящее время Роскомнадзор ведет разработку информационно-просветительской стратегии для интернет-пользователей в области персональных данных.