Быстрое развитие информационных технологий и внедрение их во все сферы бизнеса обусловливает необходимость формирования понятийного аппарата электронной коммерции, поскольку достаточно часто встречается неверное толкование достаточно похожих на первый взгляд понятий электронной и Интернет-коммерции, а также электронной и Интернет-торговли.

 

В конце прошлого столетия в мировой экономике благодаря быстрому развитию информационных технологий произошли значительные изменения. Усиливающаяся конкуренция побуждает предприятия использовать и совершенствовать существующие информационные системы и создавать новые. Недостаток времени у потребителей приводит к увеличению покупок через Интернет, а это, в свою очередь, способствует еще большему развитию электронной торговли. При этом у научного сообщества отсутствует четкое определение понятия «Интернет-торговли».

Для того, чтобы дать научное определение понятию «Интернет-торговля», необходимо выяснить, тождественны ли понятия «электронная торговля» и «Интернет-торговля», и можно ли отделять их от понятия «электронная коммерция». Зарубежные авторы, в подавляющем большинстве, объясняя понятие электронной коммерции, обобщают ее как деятельность, охватывающую все типы электронных транзакций между организациями и заинтересованными лицами.

Американский исследователь В. Звасс дает такие характеристики электронной коммерции (Е-коммерции): обмен бизнес-информацией, налаживание бизнес-отношений, осуществления бизнес-транзакций через телекоммуникационные сети, а также торговые отношения. То есть он акцентирует внимание на деловой стороне понятия. Такого же мнения придерживаются и А. Саммер и Г. Дункан, которые определяют электронную коммерцию как любую форму бизнес-процессов, в которой взаимодействие между субъектами происходит с помощью электронных технологий.

Акцент на торговлю в своих работах делает Д. Козье, считая, что «…электронная коммерция начиналась с операций купли-продажи и перечисления денежных средств помощью компьютерных сетей, но сегодня это понятие существенно расширилось и включает торговлю принципиально новыми видами товаров, например, информации в электронном виде».

Деловую и торговую стороны Е-коммерции описывают В. Триз и Л. Стюарт, а именно: Е-коммерция включает в себя применение технологий в финансовом бизнесе, электронном резервировании билетов, снабжении, заказах, а также использовании Интернета для купли-продажи товаров и услуг.

А. Соловенко под понятием электронной коммерции понимает любой вид деловых операций и сделок, предусматривающий использование передовых информационных технологий и коммуникационных средств с целью обеспечения более высокой экономической эффективности по сравнению с традиционными видами коммерции. С нашей точки зрения, такое определение недостаточно четкое, поскольку выражение «передовых информационных технологий и коммуникационных средств» достаточно обтекаемо передает сущность понятия. Автор не учитывает фактора времени относительно функционирования и развития указанных управленческих инструментов.

В книге «Электронная коммерция» авторов В. В. Царева и А. А. Кантарович указано следующее определение понятия электронной коммерции: «Это общая концепция, включающая в себя любые формы деловых операций, которые осуществляются электронным способом и используют различные телекоммуникационные технологии». Аналогичного мнения придерживается и А. В. Юрасов, утверждая, что электронная коммерция объединяет использование в коммерческой деятельности широкого спектра коммуникационных технологий, таких как электронная почта, факс, электронный обмен данными EDI, электронные платежи EFT и Интернет.

В законе об электронной торговле, принятом Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, утвержденного резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 51 /162 от 16 декабря 1996 года, отмечается, что «все соглашения, заключенные с помощью электронного обмена данными и средств передачи данных, называются «электронной торговлей», которые предусматривают использование альтернативных бумажным методам передачи данных и хранения информации».

В упомянутой выше работе В. В. Царева и А. А. Кантарович находим следующее определение: «электронная торговля» — это процесс купли товаров и услуг, в котором весь цикл коммерческой транзакции или ее часть осуществляется электронным способом.

В. А. Соболев предлагает следующее определение: «Интернет-торговля — это организация и технология процесса купли товаров, в котором весь цикл коммерческой транзакции или ее часть происходит электронным способом с использованием телекоммуникационных сетей и электронных финансово-экономических инструментов с помощью рекламы и распространения товаров и услуг в сети Интернет».

Наиболее конкретное определение Интернет-торговли дает М. В. Макарова: «Интернет-торговля — это форма осуществления торговли товарами или услугами с использованием технических и программных возможностей глобальной компьютерной сети Интернет». Считаем, что за счет инструментария, указанного в определении, его также можно отнести к понятию «Интернет-коммерции».

Таким образом, понятие «электронная коммерция» шире, чем «Интернет-коммерция», поскольку в него входят все виды коммерческой деятельности, осуществляемой электронным способом. Интернет-коммерция является разновидностью электронной коммерции, ограниченной использованием только сети Интернет. Аналогичная ситуацию также отмечается с понятиями «электронная торговля» и «Интернет-торговля», т.е. электронная торговля подразумевает осуществление торгово-закупочной деятельности через Интернет. При этом внутренние процессы, связанные с организацией торговой деятельности, могут быть реализованы различными электронными методами.

Статья на тему интернет-торговля: теоретические аспекты