При условиях, когда на продуктовый рынок России поставляется огромное количество испольных продуктов, отечественному производителю приходится выдерживать очень сильную конкуренцию с иностранной продукцией. Для того чтобы продукт нашего производства стал способен к конкуренции, он должен или превосходить по по качеству иностранный (то есть иметь возможность быть реализованным по более высокой цене), или иметь малую производственную себестоимость, при которой он мог бы продаваться дешевле импортного, либо товар должен обладать каким– то ключевым свойством, которое повысит его качества для потребителя. Первые позиции общеизвестны. Что касается «ключевого свойства», то здесь альтернатив не так много: одна из реальных – производство экологических продуктов.

На базе анализа и исследований мирового опыта в сфере производства и потребления экологический продуктов, можно сделать вывод о том, что главным фактором развития рынка чистых продуктов является постоянно растущий спрос на данные товары. Связано это с пониманием того, что недостаточно высокое качество пищевых продуктов может стать причиной ухудшения общего состояния здоровья (снижение генетического потенциала, иммунитета, увеличение смертности и заболеваемости).

В области потребительского поведения, также стоит обратить внимание на фактор развития экологической культуры, повышения осведомленности об экологических проблемах и как результат, развитие экологизации сознания покупателей так как сегодня покупатели совершенно неосознанно приходят к мысли о том, что необходимо строить свою жизнь и жизнь своих детей в соответствии с новыми взглядами на жизнь, с системой ценностей которой будут руководить гармоничные отношения человека с природой. Это ключевым образом влияет на уровень и качество жизни.

Следуя стратегии социально–экономического развития регионов, принятой Правительством РФ до 2020 года, одним из ключевых направлений перехода к отечественному социально ориентированному типу экономического развития государства, является:

«…закрепление и увеличение глобальных конкурентных преимуществ Российской Федерации в традиционных областях, в том числе и осуществлении аграрного потенциала, в частности, продвижение экспорта зерновых и иных сельскохозяйственных культур, производство экологически чистых продуктов…».

Это направление развития страны также совпадает с задачами развития социальной сферы в стране, в рамках которой приоритетными направлениями станут повышения качества и уровня жизни граждан.

Экологически чистая продукция, по нормам IFOAM

Под экологически чистой продукцией, по нормам IFOAM (Международная Федерация Экологического Сельского Хозяйства) принято понимать органические (экологически чистые) овощи и фрукты – те товары, которые не изменения генетически и при их произрастании не использовались пестициды, ядохимикаты и гербициды. Они выращены, упакованы и сохранены без использования любого химического вмешательства. Товары данного направления активно набирают темпы роста среди других направлений отечественного продуктового рынка.

В Российской Федерации создание рынка экологической продукции только начинается, и пока что он мал. Объем рынка, по последнему исследованию FiBL и IFOAM, пока остается очень низким и равен €120 млн (7 млрд рублей), а спрос эко продуктов на душу населения – €0,8 (около 48 рублей). Тем не менее тенденция к увеличению этих параметров прослеживается. В 2016 году в Российской Федерации более 400 тысяч гектар сельскохозяйственных земель были использованы для создания органической, чистой продукции. Наша страна вошла в десятку государств с самым масштабным ростом данного сектора, опередив Италию, Филиппины и Мадагаскар.

Препятствия на пути развития рынка экологически чистой продукции

В Российской Федерации рост данного сектора связан с реальными правовыми, экономическими и социальными барьерами. К таким препятствиям можно отнести:

  • отсутствие достаточно большого круга производителей, занимающихся производством и реализацией экологической продукции
  • отсутствие обязательных норм и стандартов экологической сертификации на уровне государства
  • разрозненность работающих производителей
  • сложность в осуществлении необходимого объема товаров, в целях поддержания существующего спроса

С целью стимулирования предпринимательской деятельности в данной сфере необходимо проанализировать возможный покупательский спрос и прибыльность при переходе от производства традиционных продуктов к экологически чистым продуктам.

Для массового перехода предпринимателей на новое производство прибыльность от нового вида деятельности должна быть больше. Получается, что минимальная цена экологически чистой продукции (Цэ), при которой годовая экономическая прибыль окажется в том же размере, что и при обычном производстве будет равна:

Цэ = 𝑑 ∗ Ц

где d – коэффициент минимального изменения предприятием цены единицы продукции при переходе к выпуску от традиционной к экологически чистой продукции; Ц – цена реализации продукции;

Важно отметить:

  • предпринимателям придется увеличить капитальные вложения в производство единицы продукции;
  • объем производства и продаж продукции новых производств сократится, так как возрастет ее трудоемкость, с одной стороны, а с другой, повышается ее стоимость и, как следствие снижается спрос на данную продукцию;
  • будет возрастать цена на продукцию, чтобы обеспечить годовую экономическую прибыль не ниже, чем при производстве традиционных товаров.

Что нужно для роста данного сектора производства?

Чтобы осуществить данный переход многим предпринимателям необходима поддержка государства. Муниципалитет должен быть заинтересован в первую очередь в уровне жизни населения, продолжительности жизни граждан, обновлении устаревших производственных мощностей, а также будущих дополнительных поступлений в бюджет от новых производств.

Как результат, важно заметить, что в Российской Федерации существуют большие возможности для продажи продуктов экологического направления. Для этого страна обладает, как аграрными предпосылками в форме большого количества не возделываемых земель, так и все больше увеличивающийся интерес к данной сфере среди конечных потребителей.

Тем не менее, нехватка или полное отсутствие полной и достоверной информации у покупателей, а так же барьеры государственного регулирования данной сферы деятельности в виде отсутствия обязательных норм экологической сертификации, не дает возможности производителям выйти на высокий уровень продаж эко продукции. Несмотря на данное явление, интерес, оказываемый покупателями к данному виду продукции, может быть удовлетворен при комплексном переходе производителей на создание экологической продукции. Данный переход позволит обеспечить экономический рост регионов, поможет в развитии отечественного бизнеса, а самое главное позволит гражданам питаться экологически чистыми продуктами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here