Конфуций сказал: «Выбери работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в жизни». Безусловно, занятие любимым делом вводит в состояние продуктивного творческого потока, но рутинная деятельность, вроде работы на конвейере, поиска ошибок в коде или ввода информации в базы данных способна превратить даже самую приятную работу в мучение.

Обилие однообразной деятельности на предприятии ставит перед современным руководителем довольно широкий спектр задач. Если раньше эмоциональному состоянию и внутренней динамике группы менеджеры не уделяли должного внимания, то сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что эти, казалось бы, весьма субъективные показатели существенно влияют на эффективность производства. Старые управленческие практики со временем теряют свою результативность, потому современные руководители должны постоянно находить, тестировать и внедрять новые инструменты воздействия на мотивационную сферу личности.

Концепция геймификации в менеджменте

В менеджменте XXI века существует концепция, не так давно получившая широкую популярность, которая способна решить проблему как личной эффективности каждого сотрудника, так и целой рабочей группы. Речь идет о геймификации – применении подходов, характерных для компьютерных игр в неигровых процессах, причем как в личных, так и управленческих целях.

В данной статье мы подробно разберем понятие геймификации, ознакомимся с его примерами, изучим его основные принципы.

Область применения геймификации весьма широка. К примеру, всемирная сеть отелей Marriot использует эту технику для привлечения нового персонала: у них разработана компьютерная игра, в которой пользователи играют роль менеджера кухни гостиницы. В результате компания создаёт задел для выхода на новые рынки, привлекая молодых людей, относящихся к поколению Y – с 18 до 27 лет. Marriot в игровой форме знакомит потенциальных сотрудников с политикой и принципами компании, а так же даёт им возможность узнать о своей организационной модели.

Так же показательным примером успешной геймификации может служить разработчик сайтов DevHub, который в целях повышения популярности своего бренда среди пользователей решил воспользоваться элементами гейм–дизайна. На сайт разработчика добавили очки опыта, виртуальную валюту, а также различные уровни. За валюту пользователи могли открывать дополнительные функции и контент. В итоге обычный сервис по разработке сайтов превратился в игру про строительство собственной империи и уже спустя несколько месяцев количество пользователей DevHub выросло в 8 раз.

Принципы геймификации

Геймификация основывается на множестве сложных психологических и поведенческих принципов, однако можно выделить 4 базовых, которыми современные менеджеры руководствуются чаще всего:

Мотивация

Члены коллектива должны быть мотивированы к взаимодействию. Как известно, наиболее мощным стимулом к действию является желание получить удовольствие, или же избавиться от дискомфорта – в качестве первого мотиватора можно использовать любое вознаграждение, будь то физический приз или возможность получить признание коллег. Что касается второго, для его успешного использования нужно максимально точно описать, что получит и почувствует участник процесса в случае победы – примерив на себя роль победителя, человек не захочет упустить возможность стать таковым на самом деле.

Неожиданные открытия и поощрения

Бонусы, специальные вознаграждения, неожиданная похвала, новые возможности – подобные приятные неожиданности вызывают у людей любопытство, которое впоследствии порождает желание достичь конечной цели игры, задания или соревнования.

Статус

Стремление к статусу заложено биологически – каждый желает быть лучшим в том, что делает. Хорошо структурированное соревнование, предоставляющее множество возможностей для демонстрации прогресса и успеха, позволяет доказать свое превосходство как противнику, так и самому себе. Если вы поспособствуете формированию у человека положительного представления о собственном “Я” и поможете ему ощутить уважение других, он будет придерживаться модели поведения, которая его к этому привела.

Вознаграждения

Работая над геймификацией, большинство менеджеров в первую очередь заботятся о вознаграждении отдельных участников коллектива, однако немногие из них выбирают в качестве приза именно то, что представляет настоящую ценность для сотрудника.

Вознаграждения могут быть эмоциональными, физическими, персональными или повышающими статус – какое будет привлекательным для конкретной группы зависит от ее интересов и ценностей.

Как применяем и для чего? Performance – менеджемент

Этот метод может быть применен при наличии однотипных, часто выполняемых задач или определенной, измеряемой цели. Эффективен как для больших компаний, где сложно контролировать результативность и развитие сотен сотрудников, так и для малых предприятий, где повышение квалификации работников критично важно для развития бизнеса.

Менеджмент эффективности часто используется в отделах продаж и клиентского сервиса – оценки удовлетворенности покупателей и показатели продаж являются метриками результативности, позволяющими определить и поощрить топовых сотрудников. Эти показатели также служат для работников (при условии, что они достаточно мотивированы) опорной точкой для развития.

Метриками performance–менеджмента также могут быть CTR объявления, количество написанных постов для корпоративного блога или же число продукции, изготовленной за смену.

Community gamification

Геймификация в целях создания общности заключается в построении среды для взаимодействия и коммуникации представителей рабочей группы– эта практика наиболее эффективна для выделения влиятельных и активных представителей коллектива, укрепления нетворкинга и создания сплоченных команд со своим сленгом, показателями успеха и знаками принадлежности.

Данная концепция успешно применяется во многих сетевых компаниях (Faberlic, Avon, Amway), в которых всячески поощряется вовлеченность сотрудников в деятельность компании – наиболее активные работники получают рейтинг, звания и признание коллег.

Конкуренция

Эффективна для мотивации к работе, увеличения вовлеченности, привлечения внимания широкой общественности и развития командной работы.

Гейм–дизайн на основе конкуренции применим в том случае, если существует определенная задача и показатель, свидетельствующий об ее достижении или отдалении от цели. Например, внутри отдела продаж проводится простое соревнование – продавец, заключивший наибольшее количество сделок (цель – продажи, метрика – объем продаж) в течение месяца, становится победителем и получает определенное вознаграждение. По подобной схеме также можно проводить командные конкурсы. (MVP)

Redemption в геймификации

Данная модель (выплата) используется в картах лояльности, бонусных программах, премиях – сотрудник знает, что получит вознаграждение (как правило, таковым является финансовая ценность, будь то непосредственно деньги или подарочная карта) за выполнение определенного действия определенное количество раз.

Суть выплат заключается в создании и укреплении у представителей группы требуемой вам модели поведения за счет ее поощрения. Иными словами, награждая людей за выполнение целевых задач (например, приглашение друга в коллектив или перевыполнение минимума продаж), вы используете как раз принцип выплаты.

Сегодня геймификация – это важное конкурентное преимущество, которое позволяет “достучаться” до современных людей, которые любят играть в игры, общаться в социальных сетях. Подходы, использовавшиеся 20 лет назад, становятся малоэффективными. Геймификация позволяет руководителю достигать своих целей, в свою очередь давая сотрудникам возможность играть и развлекаться.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here