Содержание статьи
Управление персоналом можно рассматривать как систему, представляющую собой совокупность целей и основных направлений деятельности, а также различных видов и форм, методов и принципов соответствующего механизма управления, призванного обеспечить непрерывный рост эффективности производства, производительности и качества труда. Она состоит из множества подсистем, выполняющих соответствующие функции: подсистемы условий труда и трудовых отношений, регистрация и учет персонала, планирования, прогнозирования и маркетинга персонала, анализе и разработке методов стимулирования труда, юридических услуг, а также развития социальной инфраструктуры, развития организационных структур управления.
Необходимо различать принципы управления персоналом и принципы построения системы управления персоналом.
Принципы управления персоналом
Принципы управления персоналом – это правила управления персоналом, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Принципы управления персоналом отражают требования объективно действующих экономических законов, поэтому и сами являются объективными.
Существует несколько принципов управления персоналом, но при всех обстоятельствах управление персоналом основывается на следующих традиционно установленных принципах в отечественных организациях:
- научности и демократического централизма;
- отбор, подбор и расстановка кадров;
- сочетание единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации;
- линейного, функционального и целевого управления;
- контроль за выполнением решений и др.
Принципы построения системы управления персоналом представляют собой правила, основные нормы и стандарты, которым должны следовать руководители и специалисты подразделений управления персоналом при формировании системы управления персоналом организации.
Принципы построения системы управления персоналом можно разделить на 2 группы: это принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом и принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом. Рассмотрим подробно каждую группу. Все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Сочетание зависит от конкретных условий работы системы управления персоналом организации. Системный подход заключается в изучении исследователем системы управления персоналом в целом и ее компонентов: целей, задач, организационной структуры, персонала, технических средств и управленческой информации, методов управления человеческими ресурсами, технологии управления административными решениями и др.
Основные виды принципов, характеризующих основные требования к формированию системы управления персоналом
- Целенаправленность
- Экономичность
- Перспективность
- Комплексность
- Простота
- Научность
- Комфортность
- Прогрессивность
- Устойчивость
- Прозрачность
- Оперативность
Не менее важными принципами построения системы управления персоналом являются принципы, относящиеся ко 2 группе, которые приведены на рисунке 2.
Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом
- Принцип концентрации
- Принцип специализации
- Принцип параллельности
- Принцип гибкости
- Принцип преемственности
- Принцип непрерывности
- Принцип прямоточности
- Принцип ритмичности
Принципы системы управления персоналом – это основные положения, на которых базируются ее построение и развитие.
Следует отметить, что все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Сочетание зависит от конкретных условий труда персонала организации.
Управление персоналом
Управление персоналом – это сфера деятельности общая для всех организаций, и ее основной задачей является обеспечение организации кадров и целенаправленным использование персонала.
Для полного понимания термина «управление персоналом», необходимо рассмотреть модели управленческой деятельности в сфере управления персоналом. Модель управления персоналом представляет собой совокупность методов и приемов, применяемых для наиболее эффективного использования возможностей сотрудника.
Модели управления персоналом
В современных условиях, в мировой управленческой практике, используются различные персонал – технологии и модели управления персоналом, целью которых является увеличение трудового и творческого потенциала, повышение общего экономического успеха и удовлетворение личных потребностей сотрудников.
Специалисты и исследователи развитых стран выделяют следующие модели управления персоналом:
- правление по средствам мотивации опирается на изучение потребностей, интересов, личных целей сотрудников, а также способность интегрировать мотивацию в производственные требования и задачи организации;
- мотивационный менеджмент – это создание административной (управленческой) системы, основанной на приоритетах мотивации и на выборе эффективной модели стимулирования;
- рамочное управление создает условия для развития инициативы, ответственности и самостоятельности персонала, повышения уровня развития коммуникаций в регионе, повышения их удовлетворенности работой и развивает корпоративный стиль руководства;
- управление на основе делегирования это более совершенная система управления человеческими ресурсами за счет делегирования персонала, при котором персоналу передаются полномочия и ответственность, а так же права на самостоятельное принятие решений и их осуществление.
В целом, современные модели управления персоналом можно разделить на технократические, экономические и современные.
Технократические модель использует технократические методы управления, сама работа характеризуется исполнением, внедрением, внешним контролем и персональной зависимостью.
Экономическая модель управления основана на мотивации, инициативе и коллективном контроле.
Для современной модели управления самым главным является креативность, целеустремленность, лидерство и партнерство.
У каждой модели управления персоналом есть свои достоинства и недостатки, идеальной модели управления пока не существует.
На выбор той или иной управленческой модели, влияют: тип бизнеса, корпоративная стратегия и культура, организационная среда. Модель, успешно функционирующая в одной организации, может оказаться вообще не эффективной для другой организации, поскольку ее не удалось интегрироваться организационную систему управления.
Подводя итог всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в современной науке и управленческой практике, идет непрерывный процесс совершенствования, обновления и поиска новых методов, концепций и идей в области управления человеческими ресурсами ключевых стратегических ресурсов в организациях бизнеса.
Персонал организации – являются самым сложным обектом для управления. В отличие от физических активов, люди могут принимать собственные решения и требования. Кроме того, персонал – группа, представляющая интересы каждого члена–очень чувствителен к воздействию руководства.