Содержание статьи
Бухгалтерский учёт и отчётность организаций Государственного сектора, организованный на основе методов и принципов, общепринятых в международной практике, с учётом особенностей национальной экономики является одним из важных условий эффективного управления бюджетным процессом.
На современном этапе, система бюджетного учёта обязана содействовать решению ключевых задач, стоящих перед государством. А именно, предоставление полноценной и достоверной информации о государственных финансах, повышение эффективности государственных финансовых институтов, целевого расходования средств Государственного бюджета.
В связи с этим, первостепенное и наиболее ожидаемое изменение в 2019 году это вступление в силу пяти новых федеральных стандартов бюджетного и бухгалтерского учёта, регламентирующих ключевые принципы и порядок применения в организациях государственного сектора.
Остановимся на каждом наиболее подробно:
Отчётная политика, оценочные значения и ошибки
Федеральный стандарт бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Учётная политика, оценочные значения и ошибки» утверждён приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н. Стандарт расставляет акценты в недостаточно урегулированных вопросах учётной политики, выделяет понятие оценочных значений, определяет порядок исправления ошибок, кроме того регулирует отражение в отчётности последствий изменений учётной политики, оценочных значений и исправления ошибок.
Ранее при формировании и применении учётной политики бухгалтеры госсектора руководствовались лишь отдельными положениями Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учёте», Инструкции № 157н, СГС №Концептуальные основы».
С 2019 года этот вопрос наряду с названными нормативными правовыми актами регулирует СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки». Наиболее интересные положения данного стандарта заключаются в том, что;
- учётная политика формируется главным бухгалтером или лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта, а утверждается руководителем (п. 8 СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки»);
- установлен перечень документов, утверждаемых в рамках учётной политики (п. 9 СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки»);
- установлено требование о применении учётной политики последовательно из года в год, т.е. ежегодно формировать учётную политику не нужно (п. 11 СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки»);
- приведены случаи и порядок изменения учётной политики (п. 11– 14 СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки»;
- введены новые понятия перспективного и ретроспективного применения изменённой учётной политики (п. 6 СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки»).
Многие показатели бухгалтерского учёта, бухгалтерской (финансовой) отчётности не поддаются точному определению, а могут лишь быть оценены. В связи с этим, к оценочным значениям относятся:
- сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;
- величины оценочных резервов;
- величины амортизационных отчислений;
- величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными или отраслевыми стандартами бухгалтерского учёта для организаций госсектора.
Согласно СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки». Ошибки исправляются дополнительной бухгалтерской записью или бухгалтерской записью способом «Красное сторно». Порядок исправления ошибки и отражения её исправления в отчётности зависит от даты обнаружения ошибки и её существенности. В стандарте даны определения различных дат и случаи, в которых важна существенность допущенной ошибки. Кроме того, специалистами финансового ведомства приведены
Методические рекомендации по применению СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки» от 31.08.2018 г., которые не только более подробно разъясняют положения этого стандарта, но и показывают его применение на примерах.
События после отчётной даты
Федеральный стандарт бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «События после отчётной даты» утверждён приказом Минфина России от 30.12.2017 г. № 275н. Методические рекомендации по применению СГС «События после отчётной даты» доведены письмом Минфина России от 31.07.2018 г. № 02–06–07/55005.
К событиям после отчётной даты относятся:
- завершение после отчётной даты судебного процесса, которым подтверждается наличие на отчётную дату актива или обязательства;
- изменение кадастровой стоимости оценки земли после отчётной даты;
- ошибка, обнаруженная после отчётной даты и т.д.
В связи с этим, события после отчётной даты делятся на:
- указывающие на условия деятельности – отражаются в периоде, следующим за отчётным и раскрываются в Пояснительной записке или Пояснениях, представленных в составе полного комплекта бухгалтерской отчётности за отчётный период;
- подтверждающие условия деятельности – признаются последним днём отчётного периода и раскрываются в отчётности за отчётный период.
Наряду с этим, поступление в бухгалтерию первичных документов за отчётный год осле отчётной даты не относится к событиям после отчётной даты (п. 5 СГС «События после отчётной даты»).
СГС «События после отчётной даты» устанавливает:
- классификацию событий после отчётной даты;
- правила их отражения в бухгалтерском учёте;
- правила раскрытия информации о них при составлении и предоставлении бухгалтерской отчётности.
Отчёт о движении денежных средств
Федеральный стандарт бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Отчёт о движении денежных средств» утверждён приказом Минфина России от 30.12.2017 г. № 278н. Данный нормативный акт устанавливает методические основы формирования Отчёта о движении денежных средств. Этот отчёт характеризует поступление и выбытие не только денежных средств, но и эквивалентов денежных средств по их экономическому содержанию, а также изменение остатков денежных средств.
Согласно п. 6 СГС «Отчёт о движении денежных средств» эквиваленты денежных средств – это вложения в высоколиквидные финансовые инструменты со сроком погашения не более трёх месяцев, легко обратимые в заранее известные суммы денежных средств и подтверждённые незначительному риску изменения стоимости.
СГС «Отчёт о движении денежных средств» не содержит периодичности представления Отчёта о движении денежных средств, поэтому заполнять его впервые в 2019 году необходимо будет за полугодие.
Доходы
Федеральный стандарт бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Доходы» утверждён приказом Минфина России от 2.02.2018 г. № 32н. СГС «Доходы» применяется при учёте доходов и раскрытия о них информации в бухгалтерской отчётности.
В СГС «Доходы» перечислен перечень доходов, в отношении которых его положения не применяются, например, доходы, полученные от продажи основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и другие.
Так, для целей бухгалтерского учёта критерием признания дохода является возможность получения экономических выгод или полезного потенциала, связанных с совершаемыми операциями, при условии, что их сумма может быть надежно определена.
СГС «Доходы» делит на все доходы на 2 обширные группы:
- доходы от обменных операций (доходы от реализации, доходы от собственности);
- доходы от необменных операций (доходы от страховых взносов, налогов, сборов, доходы от штрафов и т.д.).
Классификация доходов осуществляется на основании экономического содержания хозяйственной операции. От группы, к которой будет отнесен доход, будет зависеть порядок его принятия к бухгалтерскому учёту.
Данный стандарт даёт понятие доходов будущих периодов. Оно обусловлено тем, что это доходы, полученные или начисленные в отчётном периоде, но относящиеся к будущим отчётным периодам.
Влияние изменений курсов иностранных валют.
Федеральный стандарт бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют» утверждён приказом Минфина России от 30.05.2018 г. № 122н. СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» устанавливает:
- методы пересчёта показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;
- единый порядок пересчёта стоимости объектов бухгалтерского учёта, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ;
- порядок раскрытия информации о результатах пересчёта в бухгалтерской отчётности субъекта учёта.
Данный стандарт применяется всеми организациями госсектора, поэтому если организация не является загранучреждением и у него отсутствуют объекты бухгалтерского учёта, выраженные в иностранной валюте, то это не говорит о том, что о стандарте можно забыть.
Из этого следует, что отсутствует объект для применения данного стандарта. Таким образом, в определенных случаях с 2019 года организациями госсектора применение СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» бухгалтеру необходимо.