Бухгалтерский учёт и отчётность организаций Государственного сектора, организованный на основе методов и принципов, общепринятых в международной практике, с учётом особенностей национальной экономики является одним из важных условий эффективного управления бюджетным процессом.

На современном этапе, система бюджетного учёта обязана содействовать решению ключевых задач, стоящих перед государством. А именно, предоставление полноценной и достоверной информации о государственных финансах, повышение эффективности государственных финансовых институтов, целевого расходования средств Государственного бюджета.

В связи с этим, первостепенное и наиболее ожидаемое изменение в 2019 году это вступление в силу пяти новых федеральных стандартов бюджетного и бухгалтерского учёта, регламентирующих ключевые принципы и порядок применения в организациях государственного сектора.

Остановимся на каждом наиболее подробно:

Отчётная политика, оценочные значения и ошибки

Федеральный стандарт бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Учётная политика, оценочные значения и ошибки» утверждён приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н. Стандарт расставляет акценты в недостаточно урегулированных вопросах учётной политики, выделяет понятие оценочных значений, определяет порядок исправления ошибок, кроме того регулирует отражение в отчётности последствий изменений учётной политики, оценочных значений и исправления ошибок.

Ранее при формировании и применении учётной политики бухгалтеры госсектора руководствовались лишь отдельными положениями Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учёте», Инструкции № 157н, СГС №Концептуальные основы».

С 2019 года этот вопрос наряду с названными нормативными правовыми актами регулирует СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки». Наиболее интересные положения данного стандарта заключаются в том, что;

  • учётная политика формируется главным бухгалтером или лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта, а утверждается руководителем (п. 8 СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки»);
  • установлен перечень документов, утверждаемых в рамках учётной политики (п. 9 СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки»);
  • установлено требование о применении учётной политики последовательно из года в год, т.е. ежегодно формировать учётную политику не нужно (п. 11 СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки»);
  • приведены случаи и порядок изменения учётной политики (п. 11– 14 СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки»;
  • введены новые понятия перспективного и ретроспективного применения изменённой учётной политики (п. 6 СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки»).

Многие показатели бухгалтерского учёта, бухгалтерской (финансовой) отчётности не поддаются точному определению, а могут лишь быть оценены. В связи с этим, к оценочным значениям относятся:

  • сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;
  • величины оценочных резервов;
  • величины амортизационных отчислений;
  • величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными или отраслевыми стандартами бухгалтерского учёта для организаций госсектора.

Согласно СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки». Ошибки исправляются дополнительной бухгалтерской записью или бухгалтерской записью способом «Красное сторно». Порядок исправления ошибки и отражения её исправления в отчётности зависит от даты обнаружения ошибки и её существенности. В стандарте даны определения различных дат и случаи, в которых важна существенность допущенной ошибки. Кроме того, специалистами финансового ведомства приведены

Методические рекомендации по применению СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки» от 31.08.2018 г., которые не только более подробно разъясняют положения этого стандарта, но и показывают его применение на примерах.

События после отчётной даты

Федеральный стандарт бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «События после отчётной даты» утверждён приказом Минфина России от 30.12.2017 г. № 275н. Методические рекомендации по применению СГС «События после отчётной даты» доведены письмом Минфина России от 31.07.2018 г. № 02–06–07/55005.

К событиям после отчётной даты относятся:

  • завершение после отчётной даты судебного процесса, которым подтверждается наличие на отчётную дату актива или обязательства;
  • изменение кадастровой стоимости оценки земли после отчётной даты;
  • ошибка, обнаруженная после отчётной даты и т.д.

В связи с этим, события после отчётной даты делятся на:

  • указывающие на условия деятельности – отражаются в периоде, следующим за отчётным и раскрываются в Пояснительной записке или Пояснениях, представленных в составе полного комплекта бухгалтерской отчётности за отчётный период;
  • подтверждающие условия деятельности – признаются последним днём отчётного периода и раскрываются в отчётности за отчётный период.

Наряду с этим, поступление в бухгалтерию первичных документов за отчётный год осле отчётной даты не относится к событиям после отчётной даты (п. 5 СГС «События после отчётной даты»).

СГС «События после отчётной даты» устанавливает:

  • классификацию событий после отчётной даты;
  • правила их отражения в бухгалтерском учёте;
  • правила раскрытия информации о них при составлении и предоставлении бухгалтерской отчётности.

Отчёт о движении денежных средств

Федеральный стандарт бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Отчёт о движении денежных средств» утверждён приказом Минфина России от 30.12.2017 г. № 278н. Данный нормативный акт устанавливает методические основы формирования Отчёта о движении денежных средств. Этот отчёт характеризует поступление и выбытие не только денежных средств, но и эквивалентов денежных средств по их экономическому содержанию, а также изменение остатков денежных средств.

Согласно п. 6 СГС «Отчёт о движении денежных средств» эквиваленты денежных средств – это вложения в высоколиквидные финансовые инструменты со сроком погашения не более трёх месяцев, легко обратимые в заранее известные суммы денежных средств и подтверждённые незначительному риску изменения стоимости.

СГС «Отчёт о движении денежных средств» не содержит периодичности представления Отчёта о движении денежных средств, поэтому заполнять его впервые в 2019 году необходимо будет за полугодие.

Доходы

Федеральный стандарт бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Доходы» утверждён приказом Минфина России от 2.02.2018 г. № 32н. СГС «Доходы» применяется при учёте доходов и раскрытия о них информации в бухгалтерской отчётности.

В СГС «Доходы» перечислен перечень доходов, в отношении которых его положения не применяются, например, доходы, полученные от продажи основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и другие.

Так, для целей бухгалтерского учёта критерием признания дохода является возможность получения экономических выгод или полезного потенциала, связанных с совершаемыми операциями, при условии, что их сумма может быть надежно определена.

СГС «Доходы» делит на все доходы на 2 обширные группы:

  • доходы от обменных операций (доходы от реализации, доходы от собственности);
  • доходы от необменных операций (доходы от страховых взносов, налогов, сборов, доходы от штрафов и т.д.).

Классификация доходов осуществляется на основании экономического содержания хозяйственной операции. От группы, к которой будет отнесен доход, будет зависеть порядок его принятия к бухгалтерскому учёту.

Данный стандарт даёт понятие доходов будущих периодов. Оно обусловлено тем, что это доходы, полученные или начисленные в отчётном периоде, но относящиеся к будущим отчётным периодам.

Влияние изменений курсов иностранных валют.

Федеральный стандарт бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют» утверждён приказом Минфина России от 30.05.2018 г. № 122н. СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» устанавливает:

  • методы пересчёта показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;
  • единый порядок пересчёта стоимости объектов бухгалтерского учёта, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ;
  • порядок раскрытия информации о результатах пересчёта в бухгалтерской отчётности субъекта учёта.

Данный стандарт применяется всеми организациями госсектора, поэтому если организация не является загранучреждением и у него отсутствуют объекты бухгалтерского учёта, выраженные в иностранной валюте, то это не говорит о том, что о стандарте можно забыть.

Из этого следует, что отсутствует объект для применения данного стандарта. Таким образом, в определенных случаях с 2019 года организациями госсектора применение СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» бухгалтеру необходимо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here