Новикова Алевтина Евгеньевна
доцент кафедры конституционного и международного права
Юридический институт НИУ «БелГУ» кандидат юридических наук, доцент
(Россия)

Правотворческая деятельность государства является не только формой установления и обеспечения прав и свобод человека и гражданина, но также способом минимизации правозащитных рисков, имманентно присущих любой группе субъективной прав и, возникающих на различных стадиях их реализации. Несмотря на то, что в докладе о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2016 г., указано на сохраняющиеся проблемы соблюдения прав человека, тем не менее, обращает на себя внимание положительная, на наш взгляд, тенденция, связанная с принятием в Российской Федерации нормативных правовых актов, полностью или частично предусматривающих положения о риске.

Итак, в числе документов, содержание которых полностью посвящено рискам укажем Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2017 г.

№ 1410. Оно утвердило критерии отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора. При этом в документе представлены и разновидности рисков:

  • высокий
  • значительный
  • средний
  • умеренный
  • низкий

Аналогичны правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности. К ним прилагается перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.

Подчеркнем, что нормы-правила о возможных рисках принимаются в различных сферах, что подтверждает Постановление Правительства РФ от 10 августа 2016 г. № 770, согласно п. 12 которого анализ фитосанитарного риска осуществляется в 3 этапа: подготовительный, оценка риска и оценка управления риском.

С 2014 г. действуют правила разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими.

На наш взгляд, самостоятельного рассмотрения требуют правовые акты, специально посвященные рисковым вопросам и обличенные в форму методических рекомендаций. Здесь уместен пример методических рекомендаций по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции. Данный акт структурно предусмотрел определение перечня коррупционно-опасных функций контрольно-надзорных органов; перечень должностей федеральной государственной службы в контрольно-надзорных органах, замещение которых связано с коррупционными рисками; оценку коррупционных рисков; разработку мер по минимизации выявленных коррупционных рисков; карту коррупционных рисков; мониторинг реализации мер по минимизации коррупционных рисков; систему управления коррупционными рисками; перечень коррупциогенных факторов.

Полагаем, подобного рода акты в аспекте правоприменения обладают наибольшим потенциалом для минимизации противозаконных действий публичных субъектов.

Риск для жизни и здоровья в мирное время является основанием для надбавок за выполнение задач, непосредственно связанных с риском военнослужащими, проходящим военную службу по контракту и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации.

По аналогии в 2013 г. было принято Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2013 г. № 81 «Об утверждении Правил выплаты сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов Российской Федерации надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. № 1122».

В нормативных правовых актах риск также является частью определения различных явлений, способствующих реализации субъективных прав. В частности, это касается права на жилище. В рамках методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения (МНГ), с возможностью учета региональной специфики, дано определение безопасности зданий для нужд инвалидов и других МГН. Это создание условий проживания, посещения места обслуживания или труда без риска быть травмированным каким-либо образом или причинить вред своему имуществу, а также нанести вред другим людям, зданию или оборудованию.

Оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий выступает способом обоснования соответствия проектных значений и характеристик зданий или сооружений требованиям безопасности. Безусловно, такие риски необходимо учитывать для превенции нарушения личных и социальных прав граждан.

Все приведенные нормативные правовые акты были приняты в современный период (2011-2017 гг.). При этом, очевидна тенденция к обозначению рисков в различных сферах в связи с соблюдением / обеспечением прав и свобод личности. Полагаем, данная тенденция не только сохранится в ближайшей перспективе, но и будет востребована новыми видами нормативных правовых актов. К примеру, целесообразным видится во вновь принимаемых методических рекомендациях органов власти в связи с реализаций их функций, затрагивающих субъективные права, предусматривать вопросы определения рисков. Считаем, подобные установления будут способствовать уточнению действий органов власти и недопущению из деструктивного влияния на правозащиту.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here