Содержание статьи
Актуальность темы исследования обусловлена объективными потребностями общества в формировании и развитии устойчивого рынка труда, а также снижении уровня безработицы. Занятость является одним из важнейших макроэкономических показателей, характеризующий качество и уровень жизни в стране, а также отражающий эффективность проводимой социально–экономической политики правительства.
Она является важной социально–экономической категорией. С экономической точки зрения под занятостью понимают общественные отношения по поводу участия в общественно полезном труде на определенном рабочем месте, непосредственное соединение трудовых ресурсов со средствами производства, рабочей силы с рабочим местом. Постоянное поддержание определенного уровня занятости общества – непростая задача для каждого государства. В сфере занятости рынок не способен оказывать автоматическое влияние на процесс саморегулирования. Именно по этой причине, страны с рыночной экономикой проводят политику регулирования занятости населения, которая включает в себя различные средства и меры воздействия на сферу занятости. Обеспечение наиболее полной и эффективной занятости общества считается одной из важнейших задач каждого государства.
Под политикой занятости понимают совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально–экономическое развитие как общества в целом, так и каждого его члена отдельно, а также мероприятий, которые направлены на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости. Политика занятости государства должна удовлетворять потребности в рабочей силе функционирующий инвестирующий капитал и обеспечивать трудоспособное население рабочими местами, как условие нормального существования людей.
В ст. 1 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определена как деятельность граждан, которая связана с удовлетворением личных и общественных потребностей и при этом не противоречит законодательству РФ и приносит, как правило, заработок, трудовой доход.
В ст. 2 ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются:
- граждане, работающие по трудовому договору;
- лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью;
- граждане, занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
- лица, проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел; проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях.
Методы ведения политики занятости
Существует два основных способа ведения политики занятости: активный и пассивный. В связи с этим различают государственную активную и пассивную политику занятости. Как правило, пассивная политика в основном обеспечивает сглаживание негативных последствий безработицы, для нее характерно оказание материальной помощи безработным через выплату пособий по безработице, организацию бесплатного питания в специальных столовых, социальные выплаты и т.д.
Активная политика занятости
Активная политика включает в себя совокупность правовых, организационных и экономических мер и мероприятий, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она носит упреждающий характер, который направлен на предупреждение, профилактику и ликвидацию негативных явлений. Активная политика направлена на финансирование создания новых рабочих мест, подготовку и переподготовку квалификации безработных, организацию общественных работ, содействие развитию малого бизнеса и самозанятости. Активная политика стремится к снижению безработицы до естественного уровня. Последняя форма является наиболее эффективной, так как средства, вложенные в программу поддержки активной политики в сфере занятости, наиболее окупаемы и дают обратный эффект, в отличие от компенсационных выплат.
В Российской Федерации государственная политика занятости является активной и в первую очередь направлена на развитие трудовых ресурсов и повышение их мобильности, рациональное размещение производительных сил в стране, поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, и других мер, способствующих защите и развитию национального рынка труда. Государственная политика занятости населения в РФ проводится органами исполнительной власти, через подготовку и реализацию федеральных и региональных программ содействия занятости населения, которые разрабатываются с учетом ситуации на рынке труда и социально–экономических перспектив его развития.
Элементы политики занятости в РФ
Политика занятости РФ представляет собой многоуровневую систему и включает в себя: макроуровень, региональный и местный уровни.
На макроуровне высшие органы государственной власти решают главные задачи политики занятости: согласовываются цели и приоритеты политики занятости с другими направлениями политики, разрабатывается политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. Региональный уровень учитывает перечисленные выше направления, но полномочия регионального управления более сужены. Однако, региональные власти включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики в рамках своего региона и осуществляют ее в силу своей компетенции. Деятельность местного уровня направлена на выплату пособий, обучение и т.д Главной целью государственной политики занятости является максимально полно обеспечить занятость населения и сформировать «гибкий рынок труда», который будет способен быстро приспосабливаться к изменениям экономики и за счет этого обеспечить устойчивый экономический рост.
Меры политики занятости
- разрабатывает меры финансово–кредитной, фискальной и инвестиционной политики, которые нацелены на рациональное размещение производительных сил, увеличение мобильности трудовых ресурсов, формирование временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и иных мер, которые способствуют сохранению и развитию системы рабочих мест;
- осуществляет правовое регулирование в сфере занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и определенных государственных гарантий, а также дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
- разрабатывает и реализует федеральные и территориальные программы содействия занятости населения;
- создает федеральные государственные службы занятости;
- оказывает социальную поддержку безработным гражданам; Основные направления политики в сере занятости направлены на:
- развитие трудовых ресурсов и повышение их мобильности, а также защиту национального рынка труда;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ (независимо от таких факторов как пол, возраст, национальность) на добровольный труд и свободный выбор занятости;
- создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному труду;
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
- поощрение работодателей, которые сохраняют действующие и создают новые рабочие места
- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, и других представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм;
- создание условий для развития негосударственных организаций, которые осуществляют деятельность по содействию в трудоустройстве граждан;
На данный момент действующая политика занятости далека от совершенства. Рынок труда в России нельзя назвать устоявшимся, но, тем не менее, хоть уровень безработицы и остается достаточно высоким, однако наблюдается положительная тенденция ее сокращения. Исследование и умелое использование опыта борьбы с безработицей развитых зарубежных стран, с уже устоявшейся моделью рынка труда, может посодействовать развитию отечественного механизма регулирования занятости. Требуется дальнейшее совершенствование реализации программ и мероприятий, направленных на улучшение функционирования рынка труда. Региональным и государственным органам необходимо выделять проблему занятости, как одно из важнейших направлений в социальной политике страны.