Изучение и коррекция когнитивных функций и эмоциональных нарушений на ранней стадии при ишемическом инсульте является важной междисциплинарной проблемой, которая особенно важна для лиц пожилого возраста, которые наиболее подвержены дегенеративным заболеваниям мозга.
Для выполнения задач мы воспользовались следующими методами: «Шкала депрессии Бека», «Шкала тревоги Спилбергера», MMSE, концептуализация, реакция выбора, сложная реакция выбора, реципрокная координация, динамический праксис, ритмы по инструкции, свободные ассоциации, ассоциации (глаголы), пересказ текста, праксис позы пальцев, таблицы Шульте, кубики Кооса, ассоциации (растения), проба на изображения трехмерного объекта, зрительный гнозис, оценка ритмов, воспроизведение ритмов, зрительная память, методика запоминания 10 слов А.Р. Лурия. Методами статистической обработки данных нам послужили, корреляционный анализ Спирмена, U – критерий Манна–Уитни, описательная статистика.
Результаты исследования. У больных после ишемического инсульта в правой средней мозговой артерии выявлены нарушения в когнитивной и эмоциональной сфере. В эмоциональной сфере у большинства постинсультных больных выявлен повышенный уровень тревоги (5%), также у части пациентов наблюдался сниженный эмоциональный фон и симптомы депрессии (41%).
При исследовании когнитивных функций у большинства пациентов (66%) были выявлены нарушения функций контроля и регуляции произвольных форм движений, что может свидетельствовать о функциональной недостаточности конвекситальной поверхности лобной коры. При исследовании зрительного гнозиса и способности к восприятию неречевой слуховой информации, у большей части больных выявлены умеренно выраженные нарушения (74%, %), что говорит о недостаточности теменно–височно–затылочных функций правого полушария.
Также у большинства больных выявлены модально-неспецифические нарушения нейродинамических характеристик когнитивных процессов, что проявляется в снижение активного внимания, трудностях концентрации и переключения (%), и нарушениях как кратковременной, так и долговременной зрительной (%, 8%) и слухо-речевой памяти (48%, 44%). У части больных выявлено отсутствие критической оценки своего состояния, эмоциональная неустойчивость, снижение мотивации лечения, что может свидетельствовать о симптомах анозогнозии.
Выводы. Таким образом, полученные результаты позволяют выделить мишени для начальной психологической коррекции как эмоциональных состояний (снижение уровня тревоги и депрессии), так и когнитивных функций (восстановление зрительно гнозиса, нейродинамики, слухо-речевой и зрительно-пространственной памяти).