Сегодня у студенчества существуют потребности в более четком разграничении сфер его вовлеченности в студенческую жизнь. Одной из форм такого разграничения является работа Студенческих научных обществ (далее-СНО). В процессе этой деятельности закономерно возникают свои проблемы, рассмотрение которых представляется сегодня актуальным.
Согласно Положению о Студенческом научно обществе КубГУ, СНО КубГУ является структурным подразделением университета, объединяющим студентов, активно участвующих в научно-практической, научно-организационной, творческой и исследовательской работе. В этом же Положении закреплены цели и задачи СНО КубГУ, его структура, права и обязанности членов СНО.
СНО является институтом студенческого самоуправления внутри университета и тесно взаимодействует с органами общественной и профсоюзной направленности (Объединенный Совет Обучающихся КубГУ (ОСО), Первичная профсоюзная организация студентов КубГУ).
В ходе практической деятельности в СНО мы сталкиваемся с определенными проблемами. Предлагаем разделить их на два вида: внешние и внутренние.
Критерием разделения является направленность воздействия, в ходе которого проявляется проблема.
Внешние − направленность из внутренней структуры СНО вовне: в сторону университета, административного аппарата университета, факультетов, взаимодействия со спонсорами, другими университетами, издателями, абитуриентами, студентами, не входящими в СНО и т.д.
Внутренние − направленность вовнутрь организационной структуры СНО: взаимодействие между членами СНО, проблемы иерархии в структуре, взаимообмен информацией, информационное оповещение и т. д.
Говоря конкретно, мы выделяем следующие проблемы.
1) Внешние:
- недостаточная разработанность механизма взаимодействия с администрацией университета и преподавателями;
- недостаток спонсорской помощи, и финансирования;
- проблема оповещения абитуриентов, студентов младших курсов о деятельности СНО и проблема успешности их вовлечения в деятельность СНО. Данную проблему так же выделяет И.С. Андронов, раскрывая ее с точки зрения общей низкой активности студенчества в целом и нежеланием определенной части профессорско-преподавательского состава уделять этому свое время.
2) Внутренние:
- сложности с организацией совместных мероприятий;
- недостаток опыта в научной и организационной деятельности, а также опыта в публикационной деятельности;
- проблемы своевременного оповещения студентов о мероприятиях;
- проблемы качественной мотивации деятельности студентов в рамках СНО.
Из-за ограниченности объема доклада рассмотрение каждой проблемы отдельно невозможно, однако мы дадим общие пояснения к возможным вариантам их решения.
Проблемы внешнего характера можно решить при помощи налаживания более качественного взаимодействия между университетом и студенчеством, сближением дистанций, максимальной реализации лозунга «Университет − для студента».
Внутренние проблемы можно решить через проведение мероприятий, направленных на командообразование. Значимым является способ знакомства новых членов СНО с остальным коллективом. Е.Ю. Кудрявцева и Н.В. Кергилова предлагают в своей работе для решения этой проблемы такой способ, как торжественное посвящение молодых исследователей в ряды СНО . Данный способ используется СНО КубГУ и успешно себя зарекомендовал.
Так же чрезвычайно интересным видится предложение О.А. Компаниец, заключающееся в создании «Школ молодых ученых». Авторы доклада активно поддерживают данную идею. Учитывая специфику нашего региона, данные школы можно было бы проводить в рамках региональных форумов.
Особую значимость в информационную эпоху приобретает информационное обеспечение деятельности СНО. Данную проблему стоит решать через качественное, современное ведение группы СНО в социальных сетях, своевременное обеспечение информацией студентов через оповещение на стендах и др.
Так же интересной и актуальной нам кажется идея создания «Фонда научно-исследовательской работы студентов и молодых ученых», средствами которого обеспечивалось бы частичное или полное финансирование деятельности СНО.
Подводя итог, отметим, что, несмотря на все проблемы, на сегодняшний день СНО является одним из самых эффективных и значимых институтов студенческого самоуправления. Участие студентов в деятельности СНО не только улучшает их профессиональные качества и знания, но и повышает их общую эрудицию, содействуя процессу формирования молодых ученых, способных смело и интересно отвечать на вызовы современной действительности и решать проблемы, встающие перед нашей страной.