Национальный интерес – определённо ключевой элемент в системе современных международных отношений. Зародившееся ещё в XVII веке со становлением Вестфальской системы и образованием национальных государств и окончательно оформившееся после Второй мировой войны это понятие является неотъемлемой частью мировой политики.
В национальном интересе выражаются первостепенные жизненные потребности в выживании и самосохранении нации и государства. В наши дни существует немало трудностей с трактовкой данного сложного и многоаспектного понятия, которое изменяется с течением времени. Так, например, политолог Михаил Троицкий выделяет несколько необычных определений. Он пишет, что «национальные интересы представляют собой открытую декларацию потребностей и намерений государства, основанных на оценке текущей ситуации», и такая декларация выполняет ряд важнейших функций в жизни страны.
В контексте развития институтов демократии национальные интересы представляют собой комплекс взаимосвязанных утверждений о том, что и почему выгодно тому или иному государству в определённый момент времени. Если же осветить понятие государственных интересов с точки зрения американских специалистов, то в их понимании в эту сферу относится всё, что «ведёт к извлечению непосредственной экономической выгоды» для США и от чего напрямую зависит их безопасность.
Триумф категории национального интереса состоялся в середине XX века, ему способствовал основоположник теории политического реализма – Ганс Моргентау. Он утверждает, что такая категория полностью связана с обретением и использованием силы («power»), которую применяет государство, преследуя свои мотивы . В последствие споры, связанные с данным понятием, получили название «новые великие дебаты», и длятся между исследователями во всём мире до сих пор.
В российской практике закрепление понятия «национальный интерес» впервые было закреплено лишь в одном документе – Указе Президента РФ от 12.05.2009 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» . В первом разделе стратегии указано, что «национальные интересы Российской Федерации -совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства». На данный момент документ утратил силу в связи с принятием нового указа, в котором содержится аналогичное определение.
Как уже было отмечено выше, трактовок фундаментального понятия современных международных отношений существует масса, однако функций, которые выполняют национальные интересы, немного, и их можно чётко определить:
- Установление иерархии внешнеполитических интересов. Это помогает избавиться от перенапряжения сил или распыления ресурсов на направления, не играющие первоочередной роли для благосостояния государства;
- Ограничение свободы действий властей, которые в большинстве случаев стремятся укрепить свои позиции внутри страны, используя внешнюю политику;
- Предоставление обществу при помощи чёткой формулировки интересов жёстких критериев оценки эффективности проведения внешней политики;
- Страхование государства от превращения внешней политики в продолжение внутренней, а также предоставление возможности своевременно скорректировать внешнеполитический курс;
- Открытое заявление интересов производится ради повышения предсказуемости их носителя (государства) для внешнего мира .
Здесь важно отметить, что нарушение формулировок интересов, закреплённых в различных документах, несомненно, приведёт к недоверию со стороны не только противников и союзников, но и собственных граждан.
Продолжая тему, важно подробнее остановиться на источниках формулировок государственных интересов. Интересы получают своё закрепление в официальных документах и неофициальных заявлениях учёных и экспертов. К первым относятся доктрины, стратегии, концепции, которые создаются и публикуются правительствами большинства стран. Ко вторым стоит отнести публикации и выступления ведущих специалистов в области политики и международных отношений, ярким представителем которых является советский и российский государственный деятель Евгений Максимович Примаков.
Рассуждая о национальных интересах, стоит отдельно выделить их виды, которые ранжируются по значимости и влиянию. В национальной стратегии США определены три категории: жизненно важные, важные национальные интересы, гуманитарные и другие интересы. В целом же государственные интересы различными авторами подразделяются на главные и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и краткосрочные.
Таким образом, мы можем отметить, что определение национального интереса – не самая лёгкая задача для государства, ведь должны быть учтены интересы других государств, потребности собственных граждан и способность реализации определённого интереса в определённый исторический период времени.
Для определения роли национального интереса в современных международных отношениях необходимо обратиться к существующим основным теориям. Как пишет М. А. Савельева в своей статьей «Эволюция применения термина «интерес» в теории международных отношений», выделяются три основные парадигмы: реализм, либерализм и конструктивизм.
В реализме и неореализме национальный интерес основан на географическом положении государства, его экономическом, культурном и политическом развитии. Интерес – стабильная и почти неизменная категория, изменить её можно лишь в результате смена государством своего географического положения на карте мира.
Теоретики и практики либерализма (идеализма) в некотором роде признают существование «национального интереса», но при условии, что в это понятие будут включены нормы морали и глобальные проблемы. Главной идеей здесь является то, что предпочтения одних акторов (их интересы) изменяются под влиянием предпочтений других, а не остаются без изменений.
Стоит обратить внимание на новую теорию в международных отношениях – социальный конструктивизм. Сторонники данной идеи настаивают на том, что интересы и методы их воплощения в жизнь являются социальным явлением, конструируются обществом и реализуются им же. Таким образом, интересы основаны на коллективных идеях, зафиксированных в договорах и практиках. Конструктивисты уверены, что миром правят идеи, источником которых являются люди.
Проанализировав подходы различных теорий международных отношений к вопросу национального интереса, можно сделать вывод о том, что мнений и дискуссий существует огромное количество, однако ясно одно: данная категория одновременно связывает и понимание истории и уровня развития общества и государства, и текущие внешнеполитические интересы страны. При этом национальный интерес служит самосохранению и защите тех достижений, благ и ценностей, которых добились в своём развитии государство и общество.