Глобальной сети Интернет, несомненно, становится неотъемлемой частью жизни многих граждан нашей страны. По данным ООН, более миллиарда человек во всем мире являются пользователями Интернета. В России более 60 миллионов человек являются активными пользователями интернета, и эта цифра растет с каждым годом.

Президент РФ неоднократно подчеркивал необходимость комплексного использования новых технологий в развитии нашей страны. Политическая сфера и сфера избирательных отношений на наш взгляд, они не являются исключением. Нет сомнений в перспективности внедрения интернет–технологий в сфере выборов и референдумов в Российской Федерации.

Основными пользователями Интернета в нашей стране являются молодежь и люди среднего возраста. С низкой активностью данных возрастные группы в политических процессах нашей страны онлайн–голосование может стать механизмом, который позволит молодежи активнее участвовать в политической жизни своего государства. Простота и удобство пользования интернетом сделает выборы еще более важными, упростит механизм реализации права избирать граждан Российской Федерации.

Российская Федерация только вступает на путь развития в данной сфере, который должен уменьшить возможность фальсификации подсчета голосов и преумножить доверие людей к объективности выборов. Данное развитие имеет множество преимуществ и может поспособствовать улучшению демократии в стране.

Правовая основа электронного голосования

Электронная демократия получила свое развитие в России благодаря реализации проекта «Российская общественная инициатива», созданного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет–ресурса «Российская общественная инициатива».

На данный момент правовой основой использования технических средств подсчета голосов служит комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) и комплексов для электронного голосования на избирательных участках вместо стационарных ящиков для голосования служат положения пп. «в», «г», «е» п. 9, п. 13 ст. 21, п. 32, 35 ст. 68 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67–ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В Российской Федерации на сегодняшний день использование электронных средств подсчета голосов или комплексов обработки бюллетеней (КОИБ) происходит в тестовом режиме. Наиболее распространенной системой электронного подсчета голосов является государственная автоматизированная система «Выборы» (ГАС «Выборы»).

Комплекс для электронного голосования (КЭГ) на электронных участках имеет множество положительных характеристик: повышение открытости и оперативности результатов голосования, т.к. на примере известно, что ГАС «Выборы» примерно за несколько часов способен собирать и передавать данные бюллетеней из отдаленных уголков страны. Также, он способен обеспечивать выборы на разных уровнях. На таких как, федеральном, муниципальном и региональном. Пожалуй, самым главным плюсом является исключение возможности ошибок и мошенничества при подсчете бюллетеней и фальсификации результатов голосования на избирательных участках. Такой вид голосования легкий и простой в использовании для избирателей.

Одним, из самых важных аргументов электронного голосования для граждан является его удобство. Такой вид голосования удобен для жителей, которые находятся за территорией страны, либо в отдаленных местах, на больших расстояниях от избирательных участков.

С одной стороны, дистанционное электронное голосование, обладает, как казалось бы рядом преимуществ. Но при рассмотрении плюсов, оказывается, что их не так уж и много. Недоверие, неопределенность, страх новизны, привычка голосовать на бумажном бюллетене, неспособность использовать электронные средства голосования – все причины отсутствия готовности части общества к электронной демократии.

В Российской Федерации примерно 1% избирателей проживают в отдаленных и труднодоступных районах. При этом организационные расходы этой категории избирателей составляют до 10% от общей стоимости организации и проведения выборов, и поэтому проблема введения независимой избирательной комиссии в ходе выборов не решена. Также до сих пор не решена проблема с избирателями, которые не могут выйти на избирательный участок по состоянию здоровья, к таким относятся лежащие инвалиды, пожилые избиратели.

Комплекс обработки бюллетеней выводит не все результаты, которые необходимы для сводки и заполнения таблиц. Документы заполняются сотрудниками избирательных комиссий вручную.

Применение комплексов электронного голосования (КЭГ) обсуждалось с 2004 года. Впервые КЭГ был применен в 2005 году студентами преподавателями и техническим персоналом некоторых вузов Москвы, Воронежа и Томска, замечания и рекомендации, которых послужили базой для модернизации указанных средств электронного голосования. В марте 2007 г. на выборах депутатов Орловского областного Совета народных депутатов были реализованы указанные выше рекомендации при применении КЭГ. По состоянию на 1 марта 2016 г. на территории Российской Федерации изготовлено и используется 1 000 КЭГ.

Требования к электронному голосованию

Следует отметить, что электронное голосование должно соответствовать определенным требованиям:

  1. избиратель должен иметь возможность выбрать удобный для себя вид голосования: бумажный или электронный бюллетень;
  2. избиратель должен быть в состоянии удостовериться, что тайна его воли при электронном голосовании гарантируется;
  3. избиратель должен знать о проверке результата подсчета голоса при ЭГ.

Можно сказать, что электронное голосование в Российской Федерации достаточно перспективно. Но не все средства ЭГ актуальны на сегодняшний день. Это аргументируется тем, что голосование посредством Интернета не дает защиты с технической стороны, так как можно с уверенностью сказать, что атак не избежать. Исходя из нашего мнения, такое голосование возможно проводить на региональном и муниципальном уровнях, но не в коем случае федеральном. Конечно, будущее нашей страны стоит за электронным голосованием, для которого необходимо улучшить и укрепить уровень технического развития и психологической подготовки граждан страны к такому виду осуществления своего избирательного права.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here