Парламент Российской Федерации, или Федеральное Собрание – это часть одной из ветвей власти в нашей стране, причем, относительно новая. В 2018 году исполняется 25 лет с тех пор, как Федеральное собрание появилось в России и начало свое функционирование. Однако его появление нельзя напрямую связать с эволюционным развитием института власти в стране. Предтечей возникновения парламента, как известно, было вооруженное столкновение в октябре 1993 года, вследствие дисбаланса между исполнительной и законодательной ветвями власти. Перед этим же, в свою очередь, случилась один из крупнейших геополитических катаклизмов в истории нашей страны – распад СССР в 1991 году.

Федеральное Собрание в РФ

Федеральное Собрание, согласно Конституции, является законодательным и представительным органом в Российской Федерации. Причем, в России провозглашен парламентаризм, что обеспечивает Парламенту верховное положение. Однако его наличие еще не говорит о том, что страна гарантированно обеспечивает себе демократизм и главенство народа как суверенного носителя власти в стране.

Легитимность парламента должно стать тем качеством, которое будет выносится на поверку. А воспроизводство правоотношений, обеспечивающих эту легитимность – априорной частью политической жизни страны.

Однако этого не происходит в полной мере, поэтому демократизм в нашей стране, согласно проведенному в 2016 году исследованию The Economist Intelligence Unit, характеризуется как «авторитарный режим». Что соответствует 134 месту среди выборки в 164 места. Нужно ли говорить о том, что демократизм в России – очень слаборазвитый политический институт? Для сравнения: чуть ниже в рейтинге, на две строчки, находится страна Фиджи. Страна, которая признана государством военной диктатуры.

Как заявляла в 2014 году председатель Совета Федерации, Валентина Ивановна Матвиенко, парламентаризм в России «чуток к изменениям и развивается как единая система». Это утверждение нельзя назвать притянутым. Парламентаризм Российской Федерации в действительности нельзя назвать закостенелой системой. Однако это не умаляет его насущных проблем. Причем, эти проблемы, точно так же, как и развитие парламентаризма, носят системный характер.

Перед тем, как дать оценку состоянию института парламента в нашей стране, необходимо охарактеризовать его объективно.

Статус Федерального Собрания

Статус Федерального Собрания закреплен в пятой главе Конституции РФ. Это двухпалатный орган, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы. Основной задачей Гос. Думы является разработка законопроектов, Совет Федерации же рассматривает эти законопроекты и либо принимает их, либо отклоняет. Еще одним важным отличием является то, что Совет Федерации – это рефракционная палата. То есть, ее члены не образуют фракций. В отличие от Государственной думы.

Эта сложная система отвечает за законотворчество и, по сути, дает ход интересам народа, который делегировал им полномочия. Поэтому проблемы стоит искать на всех уровнях.

Для того, чтобы прийти к такому непростому решению, как заключить общественный договор и распределить властные полномочия, необходим довольно высокий уровень правовой и политической культуры. Как показывает история, парламентаризм и демократия – это результат тесного содействия власти и народа как таковых. «Демократия – это худший способ правления, но лучше мы еще не придумали». Эта фраза Черчилля как нельзя хорошо отражает то требования к обществу, которое хочет иметь достойного управляющего без тоталитарных наклонностей.

Соответственно, для народа, непривычного к ценностям парламентаризма, будет тяжело построить демократизм, соответствующий его главной идее. Наоборот, это больше будет похоже на фикцию и просто другой способ получить мало чем ограниченную власть на короткий срок.

И к этому требованию Россия, пока что, не готова. Очевидно, что в силу относительной молодости тех институтов, на которых опирается парламентаризм в России.

Направления развития парламентаризма

На данный момент, для нашей страны актуальны следующие направления развития парламентаризма:

  • Повышение легитимности представительства
  • Оптимизация работы парламентов всех уровней

Несомненно, работа всей представительной системы России не строится на работе лишь Федерального Собрания. Этот «слой» парламентаризма является конечным и находится на самой верхушке всей структуры. Поэтому, несмотря на открытость его работы, важнейшей ролью должен обладать именно местный парламент, если все же речь идет о демократизме.

И тут прослеживаются явные проблемы.

Во–первых, очень малый процент от инициатив, которые потенциально могли бы стать новым законопроектом, действительно доходят до Государственной Думы. И еще меньше – принимаются ею и подписываются президентом. Так, на примере Воронежской области, за 2018 год было зарегистрировано около девятисот обращений в Воронежскую Областную Думу. Все в той же Воронежской области было принято 177 законов. В то же время, на рассмотрение по всей России было принято 732 законопроекта. Из них только 343 были подписаны Президентом. Из чего следует простой вывод: законодательная инициатива в самом своем простом и первичном виде пока что очень слаба и не носит обширного характера. Эти догадки подтверждает статистика за более ранний период. Так, по словам И.В. Моисеенко в его работе «Проблемы эволюции парламентаризма в современной России», в Государственной Думе пятого созыва лишь 31,4% ото всех законопроектов субъектов РФ были приняты.

Во–вторых, вопрос легитимности. Избирательная система нашей страны устроена таким образом, что «относительное большинство» при одномандатных выборах и низкий порог вхождения позволяют попасть в парламент претендентам, которых поддерживает незначительная часть избирателей.

Как видится автору, принцип абсолютного большинства более способствует легитимности выборов в представительские органы.

Подводя черту в данной работе, достойным внимания автор считает одну деталь: парламентаризм, какой бы системой он ни был, нуждается в постоянном реформировании, направленном на создание единой «экосистемы» в его работе. На данном этапе его развития явно видно, что парламенты разных уровней нашей страны не синхронизируются меж собой в своей деятельности. Решить эту проблему может целевая поддержка консультирования самых нижних уровней законодательной инициативы по юридическим аспектам этого вопроса.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here