Каждое государство, обозначенное на современной политической карте мира, обладает своими особенностями, характеризующие различные сферы его жизни. Однако существуют общие свойства, которые характеризуют не столько это данное конкретное государство, сколько государство в идеальном смысле, как политико–правовую категорию. Как правило, отсутствие данных признаком ставит под сомнение существование государства как такового. Одним из основных и основополагающих признаков государства является суверенитет. Государственный суверенитет формировался в ходе длительной исторической борьбы и подвергался изменениям в соответствии со временем. Периоды развития государственности практически все связаны с совершенствованием его качественного содержания. Формирование и эволюция этой конституционно – правовой категории всегда сопровождался усилением роли государства во внутренней и внешней политике.

Что такое государственный суверенитет?

Суверенитет, с момента своего появления обрел множество определений, но ни одно из них нельзя назвать универсальным. Он становился спором не только в кабинетах ученых, но и на практике. Несмотря на то, что суверенитет на протяжении многих веков разрабатывался как научная категория, о нем до сих пор нет единого представления. Это порождает не только научную неопределенность, но и нестабильность мировой политической системы. Также одной из причин отсутствия четкого понятия суверенитета является то, что исследователи не учитывают политико–правовую характеристику суверенитета. Одни авторы говорят о суверенитете как о правовом феномене, другие как о политическом. Однако ни один из подходов не является верным, так как нельзя говорить о форме (юридическом суверенитете) без учета содержания (политической составляющей) и наоборот. Эти обстоятельства вызывают необходимость выработать единое понимание государственного суверенитета.

Под государственным суверенитетом обычно понимается независимость, самостоятельность и верховенство государственной власти, которые получают свое выражение в праве, и возможность по собственному усмотрению осуществлять внутреннюю и внешнею политику государства.

Виды государственного суверенитета

У России же государственный суверенитет существует на протяжении всей истории, однако в различные периоды развития изменялись и его разновидности. Поэтому из анализа государственно–властных отношений в отдельные периоды истории России можно выделить следующие типы государственного суверенитета:

  1. Военно–феодальный тип (9–12 вв.)
  2. Раздробленный суверенитет (12–15 вв.)
  3. Феодально–монархический тип (вторая половина 14 – первая половина 16 в.)
  4. Аристократический тип (середина 16– середина 17 в.)
  5. Абсолютистский тип (вторая половина 17– 19 в.)
  6. Буржуазно–монархический тип (начало 20 в.– февраль 1917 г.)
  7. Буржуазно–демократический тип (март–октябрь 1917 г.)
  8. Советский тип (1918–1991 гг.)
  9. Либерально–бюрократический тип (с 1991 г.)

Современная Россия как государство берет свое начало после провозглашения суверенитета РСФСР 12 июня 1990 года. В основу суверенитета легла Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22–1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». В Декларации провозглашалось, что РСФСР есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ; государственный суверенитет провозглашается во имя высших целей – обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком и т.д.. Положения данного правового документа были положены и в Конституцию Российской Федерации. С этого момента суверенитет России приобрел свое новое качественное состояние. Суверенитет обладал как юридической, так и политической стороной.

Политический суверенитет

Политический суверенитет означает реальную обеспеченность политической власти, господствующей в границах определенного государства, материальными и идеальными ресурсами, что позволяет самостоятельно формировать свою волю и выражать ее в правовых нормах. Источником политического суверенитета можно считать то, что послужило причиной установления политической власти и образования государства на данной территории. В итоге к носителям политического суверенитета можно отнести относительно обособленную часть народа, объединенную экономическими, идеологическими, религиозными, национальными и другими факторами, преследующими общие цели и задачи. Члены политической силы имеют также возможность участвовать в осуществлении верховной власти в обществе.

Юридический суверенитет

Юридический суверенитет в свою очередь означает внешнее формальное закрепление свойств суверенитета в системе законодательства, структуре и компетенции органов государственной власти. Юридический суверенитет берет свое начало в юридических документах. Источниками данного суверенитета могут служить: Конституция; акты о признании суверенитета другими государствами; декларации независимости и другие юридические документы, в которых провозглашается и обосновывается суверенитет данного государства. Носителем юридического суверенитета является вся система органов государственной власти государства, между которыми разделена компетенция. Они издают распоряжения в виде нормативных актов, а также представляют государство в международных отношениях. Однако носителем и источником юридического суверенитета выступает также многонациональный народ российской Федерации. Данное основание непосредственно закреплено в Конституции.

Особенности суверенитета современной РФ

Особенности суверенитета современной России обусловлены следующими факторами:

Недостаточно развита политическая система

Недостаточно развита политическая система, в рамках которой существующие политические отношения не в полной мере соответствуют закрепленному конституционному порядку. В политико–правовой сущности суверенитета это приводит к разрыву формы и содержания суверенитета.

В рамках политической системы постоянно происходит борьба за власть среди партий. Результатом данной борьбы становится получение власти, определенной политической силы. Господствующая политическая власть, как правило, выражает интересы определенной группы лиц.

Федеральная модель суверенитета, основанная на единстве суверенитета Российской Федерации при конституционном определении республик в составе России в качестве государства

Россия по территориальному устройству является федеративным государством. Этот фактор определяет не только особенности государственного суверенитета, но и с возникающие отсюда проблемы, связанные с национальным характером республик, входящих в состав государства. После принятия Россией декларации о государственном суверенитете, вслед за ней свои декларации о государственном суверенитете стали принимать отдельные национальные республики. Однако в период 1990–х годов в России наблюдались сепаратистские настроения местной политической элиты, которая стремилась к обозначению самодостаточности, которое отразилось в законодательной основе суверенитета субъектов федерации. Впоследствии сепаратистские стремления в национальных республиках удалось сдержать путем компромиссов, экономических мер и политической воли.

Незавершенный процесс формирования государственной идеологии

Незавершенный процесс формирования государственной идеологии. Согласно Конституции в ст.13 закреплено, что ни одна идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, так как в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. С политической стороны с формированием современной Россией к власти пришла новая политическая сила, интересы которой существенно отличались от интересов господствующего класса СССР. Как следствие марксистско–ленинское учение, выступавшее долгое время как идеология страны, было отвергнуто и заменено либерализмом. Либерализм пропагандировал политическое равенство людей, собственность и свободу, призывал к минимальному вмешательству государства в частную жизнь общества. Либерализм как учение призван стоять на защите интересов граждан, которые являются носителями суверенитета. Это фактор повлиял на незавершенность процесса формирования идеологии. В связи с этим новая идеология до сих пор находится на стадии развития.

В качестве идеологии в современной России разрабатывалась идея суверенной демократии. Широкого развития идеологи не получила так, как представляет собой симбиоз суверенитета и демократии и не имеет особого идеологического смысла. В настоящее время партия «Единая Россия» предлагает идеологию на либеральный консерватизм. Для ее продвижения создаются различные общественные организации. Работа в данном направлении была начата сравнительно недавно с 2015 года, поэтому говорить о результатах пока рано.

Таким образом, мы видим, что проблема суверенитета занимает значительное место, как с научной, так и практической точки зрения. Из выше сказанного видно, что суверенитет представляет собой политико–правовое явление. При этом политическая и юридическая сторона неразрывно взаимодействуют друг с другом. Поэтому нам необходимо привести следующее определение суверенитета. Государственный суверенитет – это необходимый признак государства, заключающийся в возможности носителя верховной власти самостоятельно определять свою волю и реализовывать ее без внешних ограничений (политическое качество), имеющий реальное выражение в правовых нормах и системе органов власти (юридическая сторона). Для России суверенитет играл и продолжает играть немаловажную роль.

Как было сказано выше современная Россия берет свое начало после провозглашения суверенитета РСФСР 12 июня 1990 года, в основу которого легла Декларация о суверенитете государства. Позже положения Декларации были перенесены в новую Конституцию Российской Федерации. С этого момента суверенитет России приобрел свое новое качественное состояние. Суверенитет обладал как юридической, так и политической стороной. К важными факторами, определяющим политико–правовую значимость, относятся:

  1. Недостаточно развитая политическая система.
  2. Федеральная модель суверенитета.

Незавершенный процесс формирования государственной идеологии. На данный момент действия верховной власти направлены на укрепление основ суверенитета, таких как национальная безопасность, социально– экономическое благополучие, национальная идея и т.д. План по укреплению суверенитета изложен в стратегиях, доктринах, концепциях.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here