Взаимодействие с Китайской народной республикой в условиях осложнения отношений с большинством стран Запада приобретает новое качество и динамику. В то же время возникает вопрос о закреплении статуса этого взаимодействия в стратегиях развития Российской Федерации, поскольку именно они формируют видение процесса со стороны государственных и частных институтов. Корпус документов формируется Советом безопасности РФ и Правительством РФ.

К первому типу документов относятся

  • «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (утверждена в 2009 г.),
  • «Концепция внешней политики Российской Федерации» (утверждена в 2013 г.),
  • «Военная доктрина Российской Федерации» (утверждена в 2014 г.), Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», ко второй группе –
  • «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (утверждена в 2008 г.),
  • «Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 г.» (2008 г.).

Стратегия национальной безопасности в отношениях с Китаем

Основным документом, определяющим систему стратегических приоритетов России в сфере безопасности, является «Стратегия национальной безопасности». Общая логика международного развития страны может быть связана со следующим утверждением: «Наращивание своей конкурентоспособности и отстаивание национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных отношений». В соответствии с этим в п. 13, «Россия будет наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах, как «Группа восьми», «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также использовать возможности других неформальных международных институтов». Таким образом, в наиболее общем приближении сотрудничество с Китаем рассматривается в неформальном ключе, параллельно с другими ведущими лидирующими развивающимися странами.

Военная доктрина РФ в отношении с Китаем

В «Военной доктрине РФ» среди задач Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов выделено «укрепление системы коллективной безопасности в рамках…<в том числе – прим. автора>…Шанхайской организации сотрудничества», а одним из приоритетов основных приоритетов военно-политического сотрудничества отмечено «сотрудничество с государствами — членами ШОС <путем – прим. автора> координации усилий в интересах противодействия новым военным опасностям и военным угрозам на совместном пространстве, а также создания необходимой нормативно-правовой базы». Здесь также сотрудничество с КНР приортизировано скорее в неформальном ключе, на что напрямую указывает положение о необходимости разработки нормативно- правовой базы сотрудничества.

Концепция внешней политики РФ в отношении Китая

Более содержательной в отношении является «Концепция внешней политики РФ». Так, пункт 6 раздела II. Современный мир и внешняя политика Российской Федерации констатирует: «Происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение на Восток, в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанский регион». Далее АТР затрагивают пп.75-87 «Концепции…», при этом непосредственно о КНР говорится, что «Россия будет продолжать наращивать всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие с Китаем, активно развивать сотрудничество во всех областях. Совпадение принципиальных подходов двух стран к ключевым вопросам мировой политики рассматривается Россией в качестве одной из базовых составляющих региональной и глобальной стабильности.

На этой основе Россия будет развивать внешнеполитическое взаимодействие с Китаем на различных направлениях, включая поиск ответов на новые вызовы и угрозы, решение острых региональных и глобальных проблем, сотрудничество в Совете Безопасности ООН, <Группе двадцати>, БРИКС, Восточноазиатском саммите, ШОС и других многосторонних объединениях». В тоже время пп.79 и 82 рассматриваютотношения с Китаем в неразрывной связи с Индией. Таким образом, внешнеполитические интересы России во взаимодействии с Китаем рассматриваются в неконфликтном и довольно общем, неформальном ключе.

Место Китая в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

Перейдем к основополагающим документом, разработанным Правительством РФ, они в больше степени посвящены экономическим вопросам. Системообразующим документом является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», в ней отношения с КНР предстают не только в контексте соперничества, но и в контексте соперничества. Так, «превращение Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического роста, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке, рост их влияния в результате финансового кризиса» указывается в разделе «Вызовы предстоящего долгосрочного периода», а в разделе «Целевые ориентиры» отмечается, что «производство новых идей, технологий и социальных инноваций<…> позволит России выдержать конкуренцию как с дешевой рабочей силой экономик Китая и Индии».

Блок VI. Внешнеэкономическая политика, раздел 3 «Географическая диверсификация внешнеэкономических связей России», пункт «Страны дальнего зарубежья» открывается постановкой задач развития торгово- экономических с Китаем и Индией. Конкретно, для сотрудничества с Китаем определены следующие приоритетные направления:

  • продвижение российской машинотехнической продукции на рынок Китая с акцентом на участии российских компаний в модернизации промышленной базы и транспортной инфраструктуры страны, развитии китайской энергетики, в том числе ядерной, и электроэнергетических сетей;
  • расширение экспорта зерна, молочной продукции и других сельскохозяйственных товаров;
  • устранение барьеров в доступе на китайский рынок российской продукции металлургической и химической промышленности, товаров и услуг телекоммуникационного сектора;
  • расширение инвестиционного сотрудничества в развитии инфраструктуры приграничных территорий, транспортных и дистрибьюторских сетей, в области производства и хранения продукции аграрного сектора, разработке природных ресурсов, создании на территории России производства по глубокой переработке древесины, предприятий по рыбопереработке, пищевой промышленности и др.;
  • углубление сотрудничества в сфере научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ и образования.

Общая оценка данного блока показывает, что реализация некоторых его положений затруднительна, поскольку конкурентоспособность китайской продукции обрабатывающей промышленности превышает российскую, а интересы в телекоммуникационной, металлургической и иных отраслях противоречат друг другу.

Внешнеэкономическая стратегия РФ в отношении Китая

«Внешнеэкономическая стратегия РФ до 2020 г.» исходит из предположения, что «главными локомотивами роста мировой экономики с большой вероятностью станут Китай и Индия». Региональные и страновые приоритеты в Азии включают вопросы двустороннего торгово- экономического сотрудничества с Китаем: «В рамках отношений стратегического партнерства с Китаем будет возрастать значение экономической составляющей сотрудничества за счет значительного увеличения взаимной торговли, наращивания инвестиционных потоков, интенсификации приграничных и межрегиональных экономических обменов, активизации контактов между деловыми сообществами двух стран.

Главные цели внешнеэкономической политики России в отношении Китая

Главные цели внешнеэкономической политики России в отношении Китая – закрепление стратегического партнерства в торговой и инвестиционной сферах на сбалансированной основе, расширение присутствия на быстрорастущих рынках товаров и услуг, а также интеграция российской и китайской экономик». Остальные предлагаемые направления совпадают с указанными в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.». Следует отметить выраженный характер равноправного, двустороннего сотрудничества с КНР, которым пронизаны все экономические приоритеты, кроме того, с экономической точки зрения, возвышение КНР отнесено к вызовам, хотя в большинстве документов претензии страны на глобального лидерство непосредственно увязаны с ее новой ролью драйвера мирового развития.

Если перейти к новейшим событиям в отношениях Китая и России, то можно отметить, что они не полностью соответствуют заявленным в проанализированных документах приоритетам, поскольку ориентированы на привлечение инвестиционных средств из Китая для реализации проектов на территории РФ, что в дальнейшем может привести к росту импорта и притоку трудовых ресурсов из КНР. Таким образом, на уровне Совета безопасности и Правительства РФ необходимо задуматься или о ревизии формальных приоритетов сотрудничества с Китаем, или о необходимости обеспечения соответствия новых проектов интересам РФ.