Инновационные процессы являются предметом пристального изучения западных исследователей уже длительное время, но аспект, который выделяется сегодня, связан в первую очередь с управлением инновационным развитием, созданием условий, благоприятных для инноваций и роли государственного воздействия в этой сфере.

Национальные стратегии в области науки, технологии и инноваций (НТИ)

Национальные стратегии в области науки, технологии и инноваций (НТИ) сегодня являются практически обязательным документом в экономической политике подавляющего числа государств. Анализ этих стратегий позволяет судить о том, какое значение правительство придает вкладу сферы инноваций в общее социально- экономическое развитие страны. Кроме этого в них задаются приоритеты для государственных инвестиций и определяются главные направления будущих реформ в этой области. В целом, сам процесс выработки подобных стратегий и планов вовлекает большое число заинтересованных сторон, таких как научно- исследовательское сообщество, бизнес, финансовые учреждения, что способствует определению общего видения будущего сферы научных исследований и разработок и тем самым координирует всю инновационную систему.

Исследование национальных стратегий развития, предпринятое ОЭСР в 2014 году, позволяет выделить определенные сходства и различия, характерные сегодня для инновационных политик разных стран. В первую очередь следует отметить тот факт, что почти все страны ОЭСР одними из главных приоритетов своей экономической политики считают содействие бизнес-инновациям и инновационному предпринимательству. Вторая схожая черта – нацеленность государств на консолидацию инновационной экосистемы с помощью усиления возможностей и инфраструктуры государственных НИОКР, развития человеческого потенциала, а также улучшения структурных условий для инноваций, включая факторы конкурентоспособности страны.

 

Рис.1. Основные приоритеты национальной политики в области НТИ стран ОЭСР

Страны со схожим уровнем социально-экономического развития разделяют схожие приоритеты политики в области НТИ. Экономики, которые уже имеют высокие показатели в НИОКР, сосредотачивают свое внимание больше на фундаментальной научной базе как в области государственных исследований, так и в подготовке научных кадров, с тем чтобы в дальнейшем обеспечить базу для будущих инноваций. Страны с высокоразвитой сферой НИОКР также нацеливают свои исследования и инновации в области, которые только начали развиваться и обещают стать новыми источниками роста в будущем и решать глобальные проблемы человечества, такие как «зеленые технологии» или новые области здравоохранения, с тем, чтобы максимально обеспечить себе сравнительное преимущество в этих областях

Для стран, имеющих средние доходы, но отстающих от лидеров в инновационном плане, характерен фокус на включение политики в области науки, технологии и инноваций в свои долгосрочные стратегии развития. Их главной целью является диверсификация экономик и мобилизация инноваций для улучшения конкурентоспособности, продвижения вверх по глобальным сетям производственных цепочек, и избежание «ловушки» среднего уровня доходов, когда рост производительности труда не поспевает за экономическим ростом в стране. Планы Китая в этом отношении характеризуются желанием использовать инновации как инструмент для реструктуризации своей промышленности и перехода от роста, движимого инвестициями, к росту, основанному на инновациях, что отражается в программе «Средне- и Долгосрочного плана в области научного и технологического развития (2006- 2020)».

НИОКР в странах с низким уровнем дохода

Страны с низким уровнем дохода и небольшими расходами на НИОКР стремятся использовать инновации для структурных преобразований и новых импульсов роста, для улучшения отдачи от науки и увеличения базы навыков.

Другим примечательным аспектом национальных стратегий в области НТИ является их разнообразие по срокам. В большинстве случаев этот срок не превышает пяти- или десятилетнего горизонта, хотя в некоторых случаях этот горизонт выходит за 2020 год, и только у редких стран временные рамки открыты – к примеру, у Великобритании или Колумбии.

Большинство стран принимают количественные ориентиры для оценки прогресса исполнения принятых программ, особенно это касается уровня расходов на НИОКР, который обычно выражается через определенный процент от ВВП и в некоторых случаях делится на отношение вкладов бизнеса и государственного сектора.

 

Рис.2. Цели национальных стратегий в области НТИ и текущий уровень валовых расходов на НИОКР как процент от ВВП

Тенденцией, которая очевидна в тройке лидеров с 2009 года, является возможность Китая занять первую строчку в ближайшее десятилетие, вытеснив США, при условии сохранения существующего тренда увеличения сумм расходов на НИОКР со стороны Китая и их сокращение в США.

Ухудшение бюджетов многих стран в связи с кризисом 2008 года заставляет правительства переоценивать свою политику в области НИТ как в части размеров расходов, так и направлении их расходования, а также повышать качество и эффективность своих программ через систематизацию и улучшение практики их оценки. Для этого во многих государствах запускаются механизмы оценочных национальных и международных обзоров инновационной политики (как в странах ОЭСР), а также создаются специальные оценочные институты – агентства, рабочие группы, комитеты.

Оценка эффективности инновационной политики

В целом анализ стратегий в сфере НТИ позволяет выделить несколько направлений в области оценок эффекта, ожидаемого от соответствующей политики, которые используют страны – рисунок 3.

 

Рис.3. Основные цели и направления оценки политики в области НТИ (по самооценке стран)

 

Суммирующие стратегии оценок на вышеприведенном рисунке измеряют эффект от политики, по проблемам на которые они были нацелены. Формирующие стратегии измеряют способ, с помощью которого политика осуществлялась с целью улучшить процесс реализации выбранных стратегий. Кроме этого оценка политики может быть больше связана с целью подотчетности, когда государство главным образом стремиться представить результаты своей политики обществу, или с целью обучения, когда она нацелена на совершенствование своей политики в дальнейшем.

Судить об эффективности или адекватности представленных направлений оценки политики в области НТИ, которые используют страны, довольно сложно в связи с тем, что эффект инновационной политики может достигаться как в средне- , так и долгосрочной перспективе, что вызывает неопределенность момента запуска подобных оценок.

Подытоживая вышесказанное, можно отметить следующее: главной тенденцией последнего времени в области политики НТИ развитых стран являются усилия государств узнать больше о возможностях управления процессами исследований и разработок и возникновении целого направления «науки о политике в области НТИ», особенно активно использующих новые возможности, которые предоставляют сегодня информационные технологии.