Субъекты малого предпринимательства являются необходимым и существенным элементом финансовой и экономической системы любого государства. Они позволяют проявить деловой и творческий потенциал, более того, подобные предприятия обеспечивают занятость населения и определенный заработок для достойного образа жизни.

Активное изменение законодательства, направленное на развитие малого и среднего предпринимательства (МСП), создание условий для увеличения количества малых компаний и индивидуальных предпринимателей, снижение административных барьеров и облегчение налоговой и контрольной нагрузки на предпринимательство – эти особенности характеризуют развитие малого и среднего бизнеса в период с 2010 по 2015 годы.

По данным Росстата в малом бизнесе работают 22% россиян. По экспертным оценкам, вклад малого и среднего предпринимательства в валовой внутренний продукт России находится на уровне 17–20 %, что в три раза ниже аналогичного показателя стран Евросоюза, США и Японии. От уровня развития малого бизнеса зависит степень развития экономики государства. Так, достаточно взглянуть на таблицу 1, где приведены основные показатели МСП.

Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства за 2014 год

Показатели Российская Федерация Страны — члены ЕС
Вклад малого бизнеса в ВВП страны, % 17–20 % 50–70 %
Численность занятых в малом и бизнесе, от числа всех занятых во всех предприятиях 22 % 67,4 %
Доля малого и бизнеса в общем числе всех предприятий, % 97,2 % 99,8 %

 

Из таблицы видно, что самое высокое значение имеет доля МСП в общем числе всех предприятий. Именно данный показатель характеризует динамику развития МСП и находит прямое отражение и на показателях вклада в ВВП страны и численности занятых в малом бизнесе.

Если рассматривать структуру субъектов МСП по видам экономической деятельности, то становится ясным, что наибольшую долю занимают сфера торговли и оказания услуг.

Очевидно, что малые предприятия не всегда могут финансово обеспечивать свою деятельность, и вопрос поиска и привлечения финансовых ресурсов возникает не только относительно развития и расширения деятельности, но и в процессе текущего функционирования. Нехватка оборотных средств является одной из наиболее распространенных проблем на малых предприятиях.

При этом очевидно, что малому предприятию доступны не все формы финансирования (долгосрочные кредиты, доли в уставном капитале, средства от размещения ценных бумаг и др.). В связи с этим основными формами мобилизации финансовых ресурсов, кроме внутренних источников финансирования, становятся для субъектов малого бизнеса государственные субсидии и краткосрочное банковское кредитование.

Государственная поддержка способствует финансовой устойчивости малого бизнеса и дает ему возможность конкурировать, по крайней мере, со средними предприятиями. Правительство России в последнее время активно занимается разработкой и усовершенствованием мер по поддержке МСП. Меры поддержки МСП, реализуемые со второй половины 2014 года по первое полугодие 2015 года, предусмотрены:

  • Государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №316);
  • Планом мероприятий, направленных на повышение темпов роста российской экономики (утвержден Председателем Правительства РФ 30.07.2013 №4571п-П13);
  • «дорожными картами» Национальной предпринимательской инициативы;
  • поручениями Президента РФ по результатам ежегодного послания
  • Федеральному Собранию РФ;
  • отдельными поручениями Президента РФ и Правительства РФ и др.

Меры государственной поддержки малого бизнеса связаны с решением следующих задач:

  1. стимулирование выхода предпринимателей из неформального сектора экономики;
  2. создание условий для освоения малыми и средними компаниями новых рыночных ниш;
  3. обеспечение доступа предпринимателей к ресурсам, отсутствующим на рынке (имущественным и финансовым).

Эта поддержка заключается в предоставлении налоговых отсрочек, льгот, инвестиционных кредитов, льготного доступа к кредитным ресурсам банков, снижения процентов по кредитам и других возможностей, вплоть до участия в выполнении государственных заказов. Кроме выше перечисленного, одной из форм государственной поддержки является субсидирование. В этом случае государство вкладывает средства в малые предприятия на безвозмездной основе (условно), а потом государство получает свои «дивиденды» в виде налоговых платежей. Однако, процесс получения грантов (субсидирования) в настоящее время довольно несовершенен. Так, только ограниченный круг предприятий, удовлетворяющий целому перечню условий, может получить такое финансирование. Более того, на сегодняшний день большая часть программ субсидирования осуществляется в форме возмещения затрат, что не совсем удобно малому предприятию в условиях ограниченности ресурсов.

Известно, что на реализацию различных мероприятий поддержки МСП из федерального бюджета в 2013 году выделено более 32,51 млрд. рублей бюджетных ассигнований и 20 млрд. рублей государственных гарантий, в 2014 году эта сумма составила уже 83,73 млрд. рублей, что свидетельствует об улучшении положения в сфере государственного финансирования малого бизнеса.

Объемы финансирования основных федеральных программ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013-2014 гг.

 

Распорядители бюджетных средств

Финансирование за счет средств федерального бюджета в 2013 г. (млрд. руб.) Финансирование за счет средств федерального бюджета в 2014 г. (млрд. руб.)
Минсельхоз России 8,6 8,16
Минобрнауки России (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере)  

4,1

 

5,0

Минэкономразвития России 19,82 20,57
Внешэкономбанк 20,0
ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий»  

 

50,0

Итого 52,51 83,73

 

Для обеспечения доступа субъектов малого бизнеса к источникам финансирования Правительство РФ реализует Федеральную финансовую программу поддержки малого и среднего предпринимательства. В рамках реализации программы средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на мероприятия региональных программ содействия предпринимательства при условии софинансирования расходов. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к реализации более активной политики в сфере поддержки предпринимательской деятельности.

В 2014 году в число основных мероприятий Программы вошли:

  • поддержка инноваций (субсидии малым инновационным компаниям,
  • создание инновационной инфраструктуры – центров кластерного развития, центров инжиниринга, центров прототипирования и др.);
  • поддержка лизинга малых компаний (субсидирование лизинговых платежей и уплаты первого взноса, предоставление лизинг-гранта начинающим – до 1 млн. рублей);
  • модернизация производства а (субсидирование расходов по уплате процентной ставки, приобретение оборудования до 10 млн. рублей на одного получателя поддержки);
  • грантовая поддержка начинающих (предоставление безвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размере до 300 тыс. рублей);
  • развитие социального и молодежного предпринимательства;
  • создание микрофинансовых организаций (основная задача – предоставление займов по ставке, не превышающей 10% годовых);
  • создание гарантийных фондов (основная задача – предоставление поручительств предпринимателям по кредитам в случае нехватки собственного залогового обеспечения – до 70% от суммы кредита);
  • создание и развитие инфраструктуры имущественной поддержки субъектов малого бизнеса: (бизнес-инкубаторы, промышленные парки, технопарки);
  • содействие экспортно-ориентированных малых компаний (создание центров поддержки экспорта) и др.

В то же время меры государственной поддержки малого предпринимательства реализуются и в сфере привлечения банковского финансирования. На малых предприятиях в силу их специфики могут отсутствовать внеоборотные активы, поэтому источниками формирования оборотных активов часто служат заемные средства и кредиторская задолженность. Малый бизнес в силу многих причин является весьма привлекательным партнером для кредитных организаций:

  1. небольшие сроки окупаемости ссуд;
  2. гибкость малых предприятий, позволяющая своевременно реагировать на изменения;
  3. способность к внедрению новых методов и технологий.

Несмотря на все это существует ряд препятствий, которые затрудняют процесс получения малыми предприятиями такого вида финансирования. Например, большинство банковских программ кредитования малого бизнеса предполагает предоставление обеспечения по кредиту, то есть либо залог, либо поручительство (при чем залогом должны выступать средне- и высоколиквидные активы, то есть те, которые можно быстро продать и получить денежное вознаграждение). Понятно, что далеко не все предприятия малого бизнеса могут позволить себе такой вид обеспечения. В таком случае для малого бизнеса существует другая форма финансирования – микрокредитование, которое, по сути, является разновидностью банковского кредита, но со своими особенностями:

  • небольшой срок микрокредита;
  • гибкие требования по обеспечению кредита;
  • сумма выдаваемого кредита может быть достаточно весомой, это зависит от предоставляемого заемщиком бухгалтерского баланса, или наличия обеспечения, или со временем при наличии положительной кредитной истории.

Согласно оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА» портфель кредитов МСП в 2014-2015 гг. показал отрицательные темпы роста (согласно результатам исследования, проведенного Банком России, 41% банков повысили ставки для МСП во втором квартале 2014 года, еще 23% планировали ужесточить условия до конца 2014г. Скорее всего, это связано с нестабильной внешнеэкономической ситуацией, которая послужила мотивом для появления таких кризисных явлений внутри страны. По итогам 2014 года объем средств, доведенных до субъектов малого бизнеса составил около 101 млрд. рублей, а средневзешенная ставка по портфелю кредитов колеблется на уровне 12,7%. Тем не менее, ЦБ РФ в своем «Обзоре финансовой стабильности» утверждает, что начиная с 2015 года доля кредитов малому бизнесу от микрофинансовых организаций будет возрастать.

В итоге Правительству необходимо принять во внимание тот факт, что зачастую банковский кредит является основным источником формирования средств, обеспечивающих деятельность малого предприятия, поэтому он должен быть доступен для предпринимателей. В связи с этим разрабатываются проекты «антикризисных» программ, которые позволят взять кредит малому предприятию на льготных условиях, что будет способствовать созданию благоприятной среды для развития МСП в целом.

При этом, несмотря на все реализуемые меры, очевидно, что уровень государственной поддержки малого бизнеса в нашей стране является недостаточным. Для успешного развития национальной экономики необходимо, чтобы органы власти, как на федеральном, так и на региональных уровнях, существенно активизировали свою деятельность в данной сфере. Прежде всего это относится к совершенствованию системы предоставления доступа малых предприятий к финансовым ресурсам за счет облегчения предусмотренных процедур, смягчения предъявляемых требований и других решений в данной сфере.