Повышение эффективности работы железнодорожного транспорта России осуществляется на основе целенаправленной научно-технической политики отрасли.
Стратегия развития железнодорожного транспорта сконцентрирована по пяти основным направлениям:
- управляющие информационные системы и новые технологии,
- новые технические средства,
- совершенствование финансовой, экономической и маркетинговой работы,
- безопасность движения,
- социальная защищенность.
Одним из решающих направлений научно-технического прогресса в отрасли является создание нового поколения технических средств.
В рамках целевой программы «Разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения на предприятиях России» учеными и специалистами отрасли совместно с организациями транспортного машиностроения и предприятиями оборонного комплекса ведутся работы по созданию подвижного состава, отвечающего современному мировому уровню. В частности, изготовлены и испытаны два опытных отечественных электровоза переменного тока ЭП200 мощностью 7200 кВт с конструкционной скоростью 140 км/ч. Эти электровозы предназначены для скоростных участков железных дорог.
За период реализации программы по повышению безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте России созданы и внедряются устройства безопасности, средства диагностики подвижного состава, пути, контактной сети, позволяющие заранее определить появляющиеся неисправности и своевременно их устранять; системы, предупреждающие ошибки человека и способные в таком случае взять на себя управление; тренажеры по профессиональному обучению и переподготовке, а также психодиагностические комплексы для профессионального отбора работников, связанных с движением поездов.
В рамках обновления основных технических средств в отрасли предусмотрена реализация программы обновления и развития средств железнодорожной автоматики. Необходимость этой программы обусловлена старением технических средств, отвечающих непосредственно за безопасность движения, а также диктуется требованиями создания низовой базы для высокоэффективных информационных систем и ресурсосберегающих технологий.
Важное значение при реализации инновационной политики отрасли имеет ее структура по хозяйствам железнодорожного транспорта.
В хозяйстве движения инновационная деятельность осуществляется по следующим направлениям:
- снижение эксплуатационных расходов путем создания и внедрения более экономичных технологий и совершенствования основных нормативных технологических документов;
- создание условий для повышения качества транспортного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей;
- автоматизация основных технологических процессов управления перевозками;
- модернизация технических средств на станциях;
Локомотивное хозяйство является одним из крупнейших потребителей инноваций. Основными инновационными направлениями являются:
- совершенствование технологий капитально-восстановительного ремонта электровозов, тепловозов и электропоездов;
- экономия электроэнергии, топлива и масла, трудозатрат и материалов; разрешение проблемы импортозамещения, а именно разработка конструкторской документации на оборудование, детали совершенствование технологии и оборудования для технического обслуживания и ремонта ТПС;
- создание средств диагностики, контроля и измерений;
- разработка специализированного технологического оборудования для ремонта и обслуживания специализированного тягового подвижного состава.
Основными задачами реализации инновационной политики в вагонном хозяйстве являются:
- создание подвижного состава нового поколения;
- совершенствование системы технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов по фактически выполненному объему работ (пробег в км);
- внедрение ресурсосберегающих технологий.
В путевом хозяйстве реализуется Программа оснащения железных дорог путевыми машинами и средствами контроля состояния пути. На отечественных заводах, частично с привлечением передовых зарубежных фирм, освоено производство путевой техники нового поколения. Это прежде всего машины для глубокой очистки балласта
Для решения этих и других задач в вагонном хозяйстве:
- создаются универсальные и специализированные вагоны безремонтной конструкции с увеличенной производительностью, оснащенные: тележками с увеличенными осевыми нагрузками для скоростных поездов и для международных перевозок с пробегом между ремонтами не менее 450 тыс. км;
- системами автоматических тормозов с равномерным распределением тормозных сил по тележкам и вагонам в целом;
- ударно- тяговыми устройствами с полужесткой автосцепкой с износостойким контуром зацепления;
- создается многофункциональная ремонтная установка нового поколения для пунктов технического обслуживания и подготовки вагонов к перевозкам;
- формируется новая информационная база о техническом состоянии вагонного парка и технология ее внедрения с ремонтно- эксплуатационным паспортом грузового вагона;
- планируется разработка автоматизированной системы учета отказов технических средств и контроля качества ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов;
- реализуется программа совершенствования системы неразрушающего контроля грузовых и пассажирских вагонов железнодорожного транспорта.
Основным направлением инновационной деятельности в путевом хозяйстве является повышение надежности пути и сооружений, обеспечивающее бесперебойное и безопасное движение поездов при одновременном повышении допускаемых скоростей движения и снижении затрат на содержание и ремонт пути.
В хозяйстве осуществляется инновационная деятельность по следующим направлениям:
- внедрение диспетчерской централизации на микропроцессорной технике для малодеятельных участков с контролем свободности перегона;
- внедрение систем обеспечения автодействия станций на однопутных линиях;
- внедрение кодовой электронной автоблокировки;
- внедрение микропроцессорной централизации и управления движением (ЭЦ-ЕМ) на базе управляющего вычислительного комплекса (УВК РА);
- внедрение релейно-процессорной централизации стрелок;
- разработка системы координатного управления и регулирования движением поездов на базе цифрового радиоканала;
- спутниковая навигация для скоростных и малодеятельных участков;
- разработка средств железнодорожной автоматики и телемеханики на отечественной элементной базе.
Приоритетными задачами инновационной политики в хозяйстве коммерческой работы в сфере грузовых перевозок являются: создание ресурсосберегающих технологий, совершенствование системы грузовых тарифов, создание и внедрение комплекса автоматизированных систем управления, технических средств и технологий нового поколения.
Основными направлениями инновационной деятельности хозяйства электрификации и электроснабжения являются:
- разработка технических решений для конструкции контактной подвески для скоростей движения до 160 км/ч;
- внедрение передвижных подстанций постоянного и переменного тока; использование биметаллического контактного провода со стальной жилой;
- совершенствование нормативной базы по планированию эксплуатационных расходов, структуре управления хозяйством.
Главным в инновационной политике в сфере пассажирских перевозок являются разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения на предприятиях России, создание и внедрение новых продуктов по перемещению и обслуживанию пассажиров. В основу этих работ положено создание образцов вагонов нового поколения, призванных гарантировать высокую безопасность движения, повышение комфорта.
К важнейшим направлениям инновационной деятельности относится со- вершенствование комплексной системы технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов нового поколения по техническому состоянию на основе внедрения аппаратно-программных комплексов по безразборной диагностике и определению остаточного ресурса основных узлов и деталей.
Переход к новой системе «Экспресс-3», которая будет обладать значительно более широкими функциональными возможностями по сравнению с АСУ «Экспресс-2», позволит осуществить информационную поддержку процессов организации и повышения эффективности пассажирских перевозок.
В перспективе ожидается развитие информатизации на основе прорывных технологических принципов, что кардинально изменит всю технологию производства, поэтому в отрасли значительно активизирована инновационная и инвестиционная деятельность в области телекоммуникаций и информатизации. Это стало возможным благодаря тому, что удалось в кратчайшие сроки создать механизм реализации инвестиционных проектов на сети железных дорог и создать систему управления проектами.
Задачей на ближайшую перспективу является завершение строительства сетей передачи данных и создание развитой сети локальных вычислительных сетей 3000 предприятий, удовлетворяющей требованиям прикладных автоматизированных систем, в первую очередь – интегрированных систем управления финансами и ресурсами на базе продукта R/3 фирмы SAP AG.
Развитие информационных сетей позволит решить следующие задачи:
- повышение эффективности управления на основе повышения качества и надежности связи, достоверности передачи информации;
- удовлетворение требований по передаче данных в рамках существующих и внедряемых информационных комплексов;
- повышение оперативности управления;
- сокращение обслуживающего персонала и затрат на обслуживание оборудования связи и вычислительных комплексов.
Таким образом, развитие инновационной деятельности, мотивация инновационных процессов на железнодорожном транспорте, внедрение нововведений в работу ОАО «РЖД» и других железнодорожных компаний позволит повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг, а также повышение эффективности работы железнодорожного транспорта.