В современных условиях, характеризующихся обострением социальных противоречий в ходе экономических и политических преобразований, происходящих в России, отмечается рост преступлений в сфере государственного управления экономикой. Именно в данной сфере возникли и сохраняются практически неограниченные возможности для быстрого незаконного обогащения, накопления больших финансовых возможностей, используемых для разрешения широкомасштабных задач, вплоть до политических. Данный факт обуславливает необходимость разработки мероприятий по снижению риска экономических преступлений.

Под преступностью, в сфере государственного управления экономикой, понимается совокупность корыстных экономических преступлений, совершаемых на определенной территории, за определенный период гражданами в процессе их профессиональной деятельности и посягающих на интересы участников экономических отношений, а так же порядок управления экономикой.

Причинность – объективно существующая связь, зависимость между двумя или несколькими явлениями, при которой одно из них порождает другие. Причинами преступности считается все те обстоятельства, без которых она не могла бы возникнуть и не может существовать.

Под причинами преступности понимают такие явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают её существование, вызывают её рост или снижение.

Причины экономической преступности

Причины экономической преступности коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной.

Изучение роли государства в сфере экономики, является одной из важнейших составных частей системы экономических наук. Экономические преобразования не показывают ожидаемых результатов. Угрозы в сфере экономики неблагоприятно отражаются на экономической безопасности регионов. Среди таких угроз в последние годы все сильнее заявляют о себе действия криминального характера: хищение собственности многочисленными методами и способами, мошенничество, коррупция, незаконное получение кредита, неуплата налогов, умышленные и фиктивное банкротства предприятий.

Государственное управление экономикой — понятие

Государственное управление экономикой – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально–экономической системы к изменяющимся условиям.

Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики являются парламент, Президент РФ, Правительство РФ.

Реформирование государственного управления – дело государственного аппарата и государственных служащих, а так же граждан. Нельзя рассчитывать на успех там, где усилия по реформированию государственного управления не согласуются с интересами самого населения.

Как угрозу экономической безопасности России выделяют криминализацию хозяйственной деятельности, вызванную ростом безработицы, слиянием чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государственного контроля.

Характерность преступности России также состоит в том, что криминальные структуры внедряют своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти различных уровней. Это позволяет создавать обстановку хаоса в экономике, противостоять принятию либо исполнению принятых законов. Результатом криминализации экономической системы явилось подчинение экономической политики государства специфическим экономическим интересам криминальных структур.

Важнейшим фактором, обозначившим криминализацию экономической жизни общества, является разрушение механизмов государственной власти, а также проводимая социально–экономическая политика.

Несмотря на усиление активности государства в борьбе с криминалом, результаты не дают удовлетворительной оценки.

Преступления в сфере государственного управления экономикой по УК РФ

Преступление – это вид правонарушения, которое отличается тем, что ответственность за него предусмотрена непосредственно Уголовным кодексом (ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации).

К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д.

В Главе 30. УК РФ дана классификация преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

  • Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями; Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств;
  • Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов;
  • Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений;
  • Статья 285.4. Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа;
  • Статья 286. Превышение должностных полномочий;
  • Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации;
  • Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица;
  • Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности;
  • Статья 290. Получение взятки;
  • Статья 291. Дача взятки;
  • Статья 291.1 Посредничество во взяточничестве;
  • Статья 291.2 Мелкое взяточничество;
  • Статья 292. Служебный подлог;
  • Статья 292.1. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации
  • Статья 293. Халатность.

Классификация преступлений в сфере государственного управления экономикой

  • преступления в области кредитных отношений,
  • преступления связанные с монополизацией рынка и недобросовестной конкуренцией
  • преступления в сфере денежного обращения и ценных бумаг
  • налоговые преступления
  • валютные преступления
  • преступления в сфере государственных закупок
  • преступления в сфере государственного оборонного заказа
  • преступления против собственности
  • превышение должностных полномочий
  • коррупция
  • мошенничество.

Ключевые направления противодействия преступлениям в сфере государственного управления:

  • противодействие наиболее опасным и наиболее распространенным преступлениям в сфере экономики;
  • уголовно–правовые меры противодействия преступлениям в сфере экономики должны опираться на меры, включающие элементы экономического содержания (лишение права заниматься предпринимательской деятельностью, штрафы, конфискация имущества, приостановление работы предприятия на определенный срок);
  • сочетание уголовно–правовых мер противодействия преступлениям в сфере экономики с иными мерами, предпринимаемыми в тех же целях, прежде всего, с мерами административно–правового, гражданско– правового, организационно–правового (управленческого), экономического, профилактического и предупредительного (заградительного) характера.

Недостатком реформирования государственного управления экономикой является отсутствие конкретно выработанной концепции реформирования, ценностных характеристик и критериев оценки ее эффективности, целей и задач ее проведения и определения. Сложность их определения заключается в формулировках положений Конституции Российской Федерации 1993 г., отражающих переходный период государственного строительства, всесилие президентской и исполнительной власти и господство либеральной идеологии в России в период разработки и принятия Конституции 1993 г. Однако системный анализ конституционных норм позволяет определить ценностные ориентиры и концептуальные положения, которые должны быть основой построения системы государственного управления экономикой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here