Содержание статьи
Основным предметом деятельности системы здравоохранения является здоровье, а объектом – человек. Достичь состояния здоровья в соответствии с регламентированным в государственных документах определением нам очень непросто. Как можно говорить об уровне физического здоровья россиян, когда в стране доля инвалидов – около 10% населения, об уровне психического здоровья, когда каждая восьмая койка сегодня психиатрическая, и об уровне социального здоровья, когда ежегодно происходят десятки тысяч убийств.
Мне более близко определение, данное ВОЗ в 1984 г.: «…Возможность человека или группы лиц реализовать свои ожидания и удовлетворить потребности, а также меняться или приспосабливаться к окружающей среде. Здоровье – это ресурс повседневной жизни, но не цель существования. Это позитивное понятие, подчеркивающее социальные и личностные ресурсы, а также физические возможности». Это понятие характеризует социальные и личностные ресурсы. И если рассматривать здоровье в этом плане, то давайте посмотрим на себя как на индивидуумов. Как мы расходуем этот ресурс? В какой-то период жизни – в угоду веселью и радости, когда-то – для решения материальных проблем, воспитания последующих поколений и т.д. Так же и государство расходует общественное здоровье по-разному. Пока ресурсов достаточно, то, казалось бы, можно закрывать глаза на плохие условия труда, меньше заботиться о работающих гражданах. Как следствие такой нерациональной позиции, мы в последнее время испытываем очень острую нехватку человеческих ресурсов с высоким уровнем здоровья.
Объемы медицинской помощи
Как известно, Минздравом РФ взят курс на то, чтобы объемы внебольничной помощи населению стали в ближайшее время основным видом медпомощи. Число посещений врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях сегодня составляет 3,69 млн. в день, или 1,34 млрд. в год (9,4 посещения на 1 жителя в год). Число посещений среднего медперсонала – 181,2 млн. (1,3 посещения на 1 жителя в год), в том числе на ФАП – 118,9 млн. (3,2 посещения на 1 сельского жителя в год). Число лиц, которым оказана скорая медицинская помощь, достигает 50,3 млн., или 138 человек в сутки (352 на 1 тыс. человек населения в год).
В дневных стационарах находится 6,6 млн. (46 на 1 тыс. населения в год). В амбулаторных условиях ежегодно проводится порядка 6 млн. операций. Несмотря на это, объемы стационарной помощи также велики, ежегодно госпитализируется более 30 млн. больных. Из них 52% составляют взрослые трудоспособного возраста, 28% – старше трудоспособного возраста и 20% – дети.
Ежегодно у нас нарастает доля госпитализированных пациентов, доставленных по экстренным показаниям, – 45% от всех госпитализированных больных. А, как известно, оказание помощи по экстренным показаниям, особенно в нерабочее время, достаточно сложный и ответственный процесс. Скорой медицинской помощью доставляется каждый четвертый пациент стационара (койки). Число операций, проведенных в условиях стационара, – 9,4 млн. (66 на 1 тыс. населения).
Финансирование системы здравоохранения
Основой финансирования сегодня является Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (табл. 1). По таблице наглядно видно, что за последнее десятилетие реального повышения расходов на здравоохранение не отмечается. Рост фактического подушевого финансирования с 2002 по 2007 г. увеличился в 5,53 раза. Если разбить этот период на пятилетия, то во 2-м пятилетии оно выросло менее чем в 2 раза. При этом резко снизились темпы прироста финансирования здравоохранения, если учесть, что ВВП в текущих ценах за указанный период вырос в 4 раза.
Скорая медицинская помощь
Наибольшее число станций и отделений скорой медпомощи в РФ было в 2005 г. (3 276). С 2000 по 2011 г. их число сократилось незначительно (на 8,2%). Число врачебных бригад для взрослого населения уменьшилось на 6%, а для детей – на 21%. Число специализированных бригад практически не изменилось, зато резко сократилось число бригад интенсивной терапии (на 27%). Причем 60% лиц получали не врачебную, а фельдшерскую помощь. Уменьшалось число бригад интенсивной терапии, но при этом существенно увеличивалось число реанимационных бригад. Суммарно их показатели практически не изменились.
Следует отметить, что за последнее десятилетие существенно сократилось число кардиологических бригад (на 30%), хотя известно, что от сердечно-сосудистых заболеваний в больницах гибнет всего 20% человек, а 80% умирают вне стационара: дома, на даче, в транспорте. А объемы помощи специализированных кардиологических бригад сократились на четверть. Таким образом, можно сделать вывод, что скорая медицинская помощь систематически недофинансируется. В 2012 г. расчетные нормативы стоимости одного вызова скорой медпомощи составили 1710 рублей, а реальные затраты были меньше на 87,7%.
Перспективные планы
Сегодня у нас очень многие медицинские показатели, показатели здоровья определяются без столь необходимого участия научных подразделений, экспертного сообщества врачей. Сегодня есть майские указы президента, определившие 9 показателей, которых мы, безусловно, достигнем. Также разработаны «дорожные карты» – план мероприятий, где учитывается еще около 30 показателей, существует государственная программа развития здравоохранения, где указано еще 100 показателей (табл. 2). Все эти показатели определены до 2020 г. Осталось только выполнять все эти планы.
В указе президента прозвучало, что работники здравоохранения, врачи должны иметь заработную плату, составляющую 200% от средней заработной платы по региону. В 2012 г. в науке заработная плата должна была составлять 125% средней заработной платы по региону. В 2011 г. средняя зарплата по Москве составляла 50 тыс. рублей, значит, средняя зарплата научного работника должна быть около 60 тыс. Но фактически научный работник со стажем 15 лет зарабатывает в среднем 20 тыс. рублей.
И еще. В последние 1,5 года российским научным работникам постоянно напоминают о важности такого наукометрического показателя, как индекса Хирша (предложен в 2005 г. американским физиком Хорхе Хиршем из университета Сан-Диего, Калифорния). Он является количественной характеристикой продуктивности ученого, группы ученых, научной организации или страны в целом, основанной на количестве публикаций и количестве цитирований этих публикаций. Согласно целевым показателям, заложенным в государственных программах развития здравоохранения, за ближайшие 8 лет он должен вырасти в 1,5–2 раза.
Некоторые нулевые показатели (индикаторы) государственных программ развития здравоохранения на 2011-2020 гг.