Развитие информационных технологий поспособствовало масштабному использованию Интернет–маркетинга в предпринимательской деятельности. Разнообразие способов привлечения клиентов с помощью Интернет– маркетинга позволяет охватить максимальную аудиторию, что способствует активному развитию бизнеса.

Интернет–маркетинг – это комплекс мероприятий по продвижению и продаже на рынке товаров и услуг с помощью сетевых технологий Интернет. Для успешного продвижения товаров и услуг необходимо использовать сайт и инструменты Интернет–маркетинга, с помощью которых потребители будут направлены на сайт. Чтобы продвижение было успешным, сайт необходимо заполнить качественным контентом. Расположение контента должно быть удобным, чтобы потребитель мог легко ориентироваться по сайту и совершать покупки. Другим важным фактором успешного продвижения сайта является реклама в Интернете. Настройка рекламы в интернете осуществляется с помощью Яндекс. Директ, Google Ads., Рамблере и др. и в социальных сетях: Facebook, Instagram, ВКонтакте и т.д.

С появлением Интернет–маркетинга компаниям стало легче продвигать свои товары и услуги, а также налаживать контакт с потребителями. Сейчас Интернет–маркетинг – это автономный вид деятельности, который имеет свои особенности и преимущества:

  • ключевая роль на рынке спроса и предложения принадлежит покупателю.
  • необязательная локализация бизнеса;
  • быстрый поиск инвесторов и партнёров;
  • минимизация транспортных издержек;
  • возможность персонификации потребителя и интератив с ним.

Интернет–маркетинг способен обеспечить конкурентные преимущества фирмам, которые его систематически используют на рынке.

Развитие Интернет–маркетинга, в первую очередь, связано с развитием сети Интернет. Появление Интернет–маркетинга в России можно отнести к началу 1990–х годов. Интернет–маркетинг использовался для продвижения товаров и услуг компаний.

Начиная с 2000 годов в России отмечается бурный рост рынка Интернет–рекламы (таблица 1). Также стоит отметить, что в условиях замедления экономического роста в России в 2013–2014 г. единственным медиаканалом, показывающим положительную динамику в 2015 г. был интернет (+11,6%).

Объём рекламного рынка России в 2000, 2011–2018 гг., млрд.руб., без учёта НДС

 

Медиаканал

Годы
2000 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Телевидение 6,6 131,5 143,4 156,2 159,8 136,7 150,8 170,9 187,0
Радио 1,4 12,1 15,1 17,4 17,9 15,5 16,5 16,9 16,9
Пресса 10,9 40,4 41,2 37,7 34,3 25,3 22,3 20,5 18,0
Наружная реклама 3,9 38,4 42,6 46,4 45,7 36,2 38,3 41,9 43,8
Интернет 0 42,2 59,0 77,0 97,0 112,3 136,0 166,3 203,0
Итого: 22,8 264,6 301,3 334,7 354,7 326 363,9 416,5 468,7

 

В 2018 году интернет впервые стал самым крупным медиа сегментом российского рекламного рынка, оттеснив на второе место телевидение. При этом интернет продолжает оставаться наиболее динамично растущим сегментом. В 2018 г. по сравнению с 2017 г. произошло рост рынка телерекламы на 9%, наружной рекламы на 3 %, Интернет–рекламы на 22%, рынок радиорекламы не изменился, рынок рекламы в прессе сократился на 12% (таблица 2).

Если смотреть на перспективу развития Интернет–маркетинга, то можно отметить, что к 2019–2020 годам, затраты на Интернет– маркетинг превысят затраты на телевидение, которые имеют не высокую тенденцию развития.

Структура рекламного рынка России 2011–2018 гг., %

 

Медиаканал

Годы

2000 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Телевидение 29 50 48 47 45 42 41 41 40
Радио 6 5 5 5 5 5 5 4 4
Пресса 48 15 14 11 10 8 6 5 4
Наружная реклама 17 15 14 14 13 11 11 10 9
Интернет 0 16 20 23 27 34 37 40 43
Итого по медиарынку 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Рост Интернет–маркетинга напрямую зависит от роста числа пользователей интернета. Большая доля проникновения Интернета, по сравнению с развивающимися странами, сохраняется в развитых странах – 81%. Количество Интернет–пользователей в Российской Федерации за 2017 год составило 110 миллиона человек. Степень проникновения всемирной глобальной сети в 2017 г. составил 76,4%.

Виды сайтов

Инструменты, которые используются для эффективного продвижения, требуют от предпринимателя чёткого понимания своей целевой аудитории и их потребности. Постепенное развитие Интернет–маркетинга привело к тому, что компании применяют все новые инструменты для привлечения клиентов. Наряду с традиционными инструментами Интернет–маркетинга, такими как, таргетинг, контекстная реклама, SMM (реклама в социальных сетях) и т.д., сегодня используются микроконверторы.

Микроконвертор

Микроконвертор – одностраничный сайт, задачей которого является приносить заявки от целевых клиентов с относительно небольшими затратами за лид. К таким сайтам относятся лэндинг, квиз (quiz) сайт, сайт–пуля. С целью повышения конверсии микроконверторов необходимо учитывать особенности данных инструментов.

Лэендинг

Лэндинг – одностраничный сайт, созданный с целью получать контакты потенциальных клиентов для бизнеса. Он содержит только полезные материалы и призывает посетителя совершить конкретное действие, например, заказать товар или пройти регистрацию на основном ресурсе. Одностраничный сайт ориентирован на определенный запрос о предлагаемом товаре или услуге. С точки зрения конвертации посетителей в потенциальных клиентов он намного эффективней привычного корпоративного ресурса, на котором размещается множество информации, не относящейся к продаваемому продукту. В отличие от него, посадочная страница может содержать ссылку на основной, но при этом, четко соответствует запросу пользователя. Его задача – за короткое время дать максимальное представление о продукте, не рассеивая внимания посетителя. Такие сайты освобождены от лишней навигации и мигающих, отвлекающих внимание банеров, ссылок на социальные профили или группы, меню и т.д. Обычно это довольно длинный, но в то же время информативный сайт с большими «сочными» картинками и качественным дизайном.

Квиз сайты

Квиз (quiz) сайт – современный вариант викторины с наводящими вопросами, которые появляются перед пользователями. Специально разработанный интерфейс квизов побуждает людей к ответам. Викторина состоит из пары или нескольких слайдов с вопросами, которые помогают узнать истинные потребности людей в той или иной области.

Сайт-пуля

Сайт–пуля – одноэкранный лэндинг с возможностью сделать всего лишь одно целевое действие.

Микроконверторы

Микроконверторы играют важную роль в воронке продаж, и увеличивают конверсию. Конверсия – это отношение числа посетителей сайта, выполнивших на нём какие–либо целевые действия, к общему числу посетителей сайта, выраженное в процентах.

Таким образом, современные инструменты Интернет–маркетинга эффективны, ведь можно не только поддерживать постоянный контакт с клиентами, но и оперативно отслеживать статистические данные.