Содержание статьи
Развитие информационных технологий поспособствовало масштабному использованию Интернет–маркетинга в предпринимательской деятельности. Разнообразие способов привлечения клиентов с помощью Интернет– маркетинга позволяет охватить максимальную аудиторию, что способствует активному развитию бизнеса.
Интернет–маркетинг – это комплекс мероприятий по продвижению и продаже на рынке товаров и услуг с помощью сетевых технологий Интернет. Для успешного продвижения товаров и услуг необходимо использовать сайт и инструменты Интернет–маркетинга, с помощью которых потребители будут направлены на сайт. Чтобы продвижение было успешным, сайт необходимо заполнить качественным контентом. Расположение контента должно быть удобным, чтобы потребитель мог легко ориентироваться по сайту и совершать покупки. Другим важным фактором успешного продвижения сайта является реклама в Интернете. Настройка рекламы в интернете осуществляется с помощью Яндекс. Директ, Google Ads., Рамблере и др. и в социальных сетях: Facebook, Instagram, ВКонтакте и т.д.
С появлением Интернет–маркетинга компаниям стало легче продвигать свои товары и услуги, а также налаживать контакт с потребителями. Сейчас Интернет–маркетинг – это автономный вид деятельности, который имеет свои особенности и преимущества:
- ключевая роль на рынке спроса и предложения принадлежит покупателю.
- необязательная локализация бизнеса;
- быстрый поиск инвесторов и партнёров;
- минимизация транспортных издержек;
- возможность персонификации потребителя и интератив с ним.
Интернет–маркетинг способен обеспечить конкурентные преимущества фирмам, которые его систематически используют на рынке.
Развитие Интернет–маркетинга, в первую очередь, связано с развитием сети Интернет. Появление Интернет–маркетинга в России можно отнести к началу 1990–х годов. Интернет–маркетинг использовался для продвижения товаров и услуг компаний.
Начиная с 2000 годов в России отмечается бурный рост рынка Интернет–рекламы (таблица 1). Также стоит отметить, что в условиях замедления экономического роста в России в 2013–2014 г. единственным медиаканалом, показывающим положительную динамику в 2015 г. был интернет (+11,6%).
Объём рекламного рынка России в 2000, 2011–2018 гг., млрд.руб., без учёта НДС
Медиаканал |
Годы | ||||||||
2000 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
Телевидение | 6,6 | 131,5 | 143,4 | 156,2 | 159,8 | 136,7 | 150,8 | 170,9 | 187,0 |
Радио | 1,4 | 12,1 | 15,1 | 17,4 | 17,9 | 15,5 | 16,5 | 16,9 | 16,9 |
Пресса | 10,9 | 40,4 | 41,2 | 37,7 | 34,3 | 25,3 | 22,3 | 20,5 | 18,0 |
Наружная реклама | 3,9 | 38,4 | 42,6 | 46,4 | 45,7 | 36,2 | 38,3 | 41,9 | 43,8 |
Интернет | 0 | 42,2 | 59,0 | 77,0 | 97,0 | 112,3 | 136,0 | 166,3 | 203,0 |
Итого: | 22,8 | 264,6 | 301,3 | 334,7 | 354,7 | 326 | 363,9 | 416,5 | 468,7 |
В 2018 году интернет впервые стал самым крупным медиа сегментом российского рекламного рынка, оттеснив на второе место телевидение. При этом интернет продолжает оставаться наиболее динамично растущим сегментом. В 2018 г. по сравнению с 2017 г. произошло рост рынка телерекламы на 9%, наружной рекламы на 3 %, Интернет–рекламы на 22%, рынок радиорекламы не изменился, рынок рекламы в прессе сократился на 12% (таблица 2).
Если смотреть на перспективу развития Интернет–маркетинга, то можно отметить, что к 2019–2020 годам, затраты на Интернет– маркетинг превысят затраты на телевидение, которые имеют не высокую тенденцию развития.
Структура рекламного рынка России 2011–2018 гг., %
Медиаканал |
Годы |
||||||||
2000 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
Телевидение | 29 | 50 | 48 | 47 | 45 | 42 | 41 | 41 | 40 |
Радио | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Пресса | 48 | 15 | 14 | 11 | 10 | 8 | 6 | 5 | 4 |
Наружная реклама | 17 | 15 | 14 | 14 | 13 | 11 | 11 | 10 | 9 |
Интернет | 0 | 16 | 20 | 23 | 27 | 34 | 37 | 40 | 43 |
Итого по медиарынку | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Рост Интернет–маркетинга напрямую зависит от роста числа пользователей интернета. Большая доля проникновения Интернета, по сравнению с развивающимися странами, сохраняется в развитых странах – 81%. Количество Интернет–пользователей в Российской Федерации за 2017 год составило 110 миллиона человек. Степень проникновения всемирной глобальной сети в 2017 г. составил 76,4%.
Виды сайтов
Инструменты, которые используются для эффективного продвижения, требуют от предпринимателя чёткого понимания своей целевой аудитории и их потребности. Постепенное развитие Интернет–маркетинга привело к тому, что компании применяют все новые инструменты для привлечения клиентов. Наряду с традиционными инструментами Интернет–маркетинга, такими как, таргетинг, контекстная реклама, SMM (реклама в социальных сетях) и т.д., сегодня используются микроконверторы.
Микроконвертор
Микроконвертор – одностраничный сайт, задачей которого является приносить заявки от целевых клиентов с относительно небольшими затратами за лид. К таким сайтам относятся лэндинг, квиз (quiz) сайт, сайт–пуля. С целью повышения конверсии микроконверторов необходимо учитывать особенности данных инструментов.
Лэендинг
Лэндинг – одностраничный сайт, созданный с целью получать контакты потенциальных клиентов для бизнеса. Он содержит только полезные материалы и призывает посетителя совершить конкретное действие, например, заказать товар или пройти регистрацию на основном ресурсе. Одностраничный сайт ориентирован на определенный запрос о предлагаемом товаре или услуге. С точки зрения конвертации посетителей в потенциальных клиентов он намного эффективней привычного корпоративного ресурса, на котором размещается множество информации, не относящейся к продаваемому продукту. В отличие от него, посадочная страница может содержать ссылку на основной, но при этом, четко соответствует запросу пользователя. Его задача – за короткое время дать максимальное представление о продукте, не рассеивая внимания посетителя. Такие сайты освобождены от лишней навигации и мигающих, отвлекающих внимание банеров, ссылок на социальные профили или группы, меню и т.д. Обычно это довольно длинный, но в то же время информативный сайт с большими «сочными» картинками и качественным дизайном.
Квиз сайты
Квиз (quiz) сайт – современный вариант викторины с наводящими вопросами, которые появляются перед пользователями. Специально разработанный интерфейс квизов побуждает людей к ответам. Викторина состоит из пары или нескольких слайдов с вопросами, которые помогают узнать истинные потребности людей в той или иной области.
Сайт-пуля
Сайт–пуля – одноэкранный лэндинг с возможностью сделать всего лишь одно целевое действие.
Микроконверторы
Микроконверторы играют важную роль в воронке продаж, и увеличивают конверсию. Конверсия – это отношение числа посетителей сайта, выполнивших на нём какие–либо целевые действия, к общему числу посетителей сайта, выраженное в процентах.
Таким образом, современные инструменты Интернет–маркетинга эффективны, ведь можно не только поддерживать постоянный контакт с клиентами, но и оперативно отслеживать статистические данные.