Главными задачами развития экономики является повышение эффективности производства, а также достижение устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. Чтобы выиграть борьбу с конкурентами и увеличить количество покупателей, предприятие должно ярко выделятся на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя интересует качество покупаемой ими продукции и ее цена. Чем выше качество и ниже цена, тем лучше и выгоднее для покупателя. Себестоимость продукции и заключается в этих показателях. Себестоимость – это основа определения цен на продукцию, систематическое снижение себестоимости промышленной продукции – одно из главных условий повышения эффективности производства. Поэтому формирование издержек производства имеет важное значение для предпринимательской деятельности.

Что такое себестоимость?

В законодательстве Российской Федерации себестоимость заключается в стоимостной оценке в процессе производства продукции, используемых сырья, природных ресурсов, топлива, энергии, материалов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство. Наибольший эффект с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Основная доля затрат на производство промышленной продукции приходится на сырье и основные материалы, а затем на заработную плату рабочих и амортизационные отчисления. Себестоимость продукции и показатель эффективности производства находится во взаимосвязи, она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от реализации продукции и изменения условий производства. Основное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства.

Это влияние выражается в зависимости от изменений в организации производства, технике, технологии, в качестве продукции, структуре и величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, осуществляется систематически в течение года с целью выявления внутрипроизводственных резервов их снижения. Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей, такие как: смета затрат на производство, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной реализованной продукции и общая себестоимость товаров.

Категория себестоимости – одна из главных в экономике предприятия. Она показывает итоги и эффективность деятельности хозяйствующего субъекта. Понятие «себестоимость продукции» отражает важнейшие экономические отношения.

С одной стороны, себестоимость характеризует проблему расширенного воспроизводства. Все затраты, понесенные в процессе выпуска продукции должны возмещаться, в ином случае предприятие будет не в состоянии продолжить свою деятельность, станет банкротом. Себестоимость продукции является основой экономических связей между экономическими агентами. Завышенная цена на выпускаемую продукцию говорит о ликвидации предприятия из–за отсутствия спроса на его товары. Решить эту проблему предприятие может исключительно на основе минимизации себестоимости. Чем меньше будет издержек производства, тем выше вероятность адекватно вписаться в экономику региона и страны в целом, добиваться необходимого объема прибыли и реализации товара.

Важнейшей целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Понижая количество издержек производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность достигать повышения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Цели планирования себестоимости

Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости исходить должны из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Плановая себестоимость находится путем технико-экономических расчетов величины затрат на производство и реализацию каждого вида изделий и всей продукции. В зависимости от характера производства применяется показательный ряд, характеризующий себестоимость выпускаемой продукции. При выпуске одного вида продукции себестоимость единицы этой продукции является показателем уровня и динамики затрат на ее производство. Для характеристики себестоимости разнородной продукции в планах и отчетах используются показатели снижения себестоимости сравнимой товарной продукции и затрат на 1 рубль продукции. План предприятия содержит также сводную смету затрат на производство и плановые себестоимости отдельных изделий. Показатель затрат на 1 рубль товарной продукции не только показывает планируемый уровень снижения себестоимости, но и определяет также уровень рентабельности товарной продукции. Его величина зависит как от снижения себестоимости продукции, так и от изменения оптовых цен, ассортимента и качества продукции.

В плане затраты рассчитываются на плановый объем и ассортимент продукции, но фактический ее ассортимент может отличаться от планового. Поэтому плановое задание по затратам на 1 рубль продукции пересчитывается на фактический ассортимент и потом уже сопоставляется с данными о затратах на 1 рубль продукции. План по себестоимости промышленной продукции составляется по единым для всех предприятий правилам, установленным в инструкциях по планированию, учету себестоимости промышленной продукции. В инструкциях содержится перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяются способы калькулирования себестоимости. Установление общих, единых для всех предприятий имеет важное значение для правильного учета и планирования себестоимости продукции. Поэтому нельзя включать в плановую себестоимость расходы, не относящиеся к производству продукции. Например, расходы, связанные с обслуживанием бытовых нужд предприятия по капитальному ремонту и строительно-монтажным работам, а также расходы культурно–бытового назначения.

Определение себестоимости отдельных видов продукции служит основой планирования затрат на производство. Плановая себестоимость всей товарной продукции рассчитывается на основе данных об объеме выпуска товарной продукции и плановой себестоимости отдельных видов изделий, и оценка выполнения плана по себестоимости товарной продукции осуществляется с учетом произошедших в течение отчетного года изменённых цен на материалы и тарифы на перевозки, энергию.

Уменьшение расходов на управление и обслуживание производства также снижает себестоимость продукции. Величина данных расходов на единицу продукции находится в зависимости не только от объемов выпуска продукции, но также и от абсолютной их суммы. Чем сумма общезаводских и цеховых расходов меньше в общем по предприятию, тем меньше себестоимость каждого отдельного изделия при равных условиях.

Способы снижения себестоимости

Себестоимость продукции зависит от показателей результативности производства. В ней отражается основная часть стоимости продукции, при этом она связано с изменением условий производства и продажи. Существенное влияние на уровень расходов оказывают технико-экономические факторы производства. Данное влияние проявляется в соответствии с изменениями в технологии, организации производства, в качестве и структуре продукции и от размера расходов на ее производство. Анализ расходов, чаще всего, систематически проводится в течение года для определения внутрипроизводственных резервов их понижения. В целом для предприятий можно выделить 4 группы мероприятий с целью снижения себестоимости, для этого требуется:

  • оптимизировать использование материальных ресурсов и материально–техническое снабжение, что включает в себя уменьшение расходов на доставку материалов и сырья, снижение брака, а также улучшения в сфере хранения запасов;
  • усовершенствовать конструкции изделий, также улучшить технологии производства;
  • сформировать автоматизированные системы управления, комплексное применение компьютерных технологий;
  • понизить затраты на освоение и подготовку новых видов продукции и новейших технологических процессов.

Таким образом, основное значение для снижения себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства, ликвидацию потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Наиболее важный момент в изучении такого показателя, как себестоимость заключатся в факторах, влияющих на показатель и определение основных направлений по снижению себестоимости. От того, как решит предприятие, данный вопрос зависит получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов, рост накоплений. Значит, выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, хозяйственных связей, рабочей силы, а также всех составляющих себестоимости.

Любое предприятие обязано грамотно планировать себестоимость продукции, анализировать достигнутые результаты и проводить постоянную системную работу по поиску и реализации резервов ее снижения. В рыночной экономике это основной путь повышения экономической эффективности производства. Также, себестоимость продукции в некоторой мере отражает направленность и характер государственной экономической политики, какие затраты можно относить на себестоимость, а какие приходится финансировать из прибыли, строго определено государством. Этот вопрос является очень важным для любого предприятия.

Систематическое снижение себестоимости обеспечивает не только рост прибыли предприятия, но и дает государству дополнительные средства как для дальнейшего развития общественного производства, так и для повышения материального благосостояния трудящихся.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here