Таможенное дело – порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, организация и осуществление таможенного контроля.

Актуальной проблемой становится разработка новых подходов к управлению в таможенных органах, создания ориентированных на достижение целей систем информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе принятия решений, получения достоверной информации о результатах деятельности таможенных подразделений и использования этих данных в целях совершенствования управления в таможенных органах.

Одной из наиболее перспективных концепций управления, отражающей все основные тенденции развития теории и практики управления в государственных службах на современном этапе, является контроллинг. Контроллинг представляет собой, во-первых, философию и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие организации в долгосрочной перспективе; во-вторых, ориентированную на достижение целей систему информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности организации.

Преимущества контроллинга:

  • возможность интеграции научно-практических разработок в области программно-целевого планирования, менеджмента качества, автоматизированного управления в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на ее основе обоснованных управленческих решений;
  • наличие эффективной системы подготовки кадров, позволяющей осуществлять подготовку специалистов-аналитиков в области таможенного дела.
  • возможность объединения усилий руководителей таможенных органов и специалистов по информационно-техническому обеспечению для решения взаимосвязанных проблем управления.

На сегодняшний день одной из наиболее существенных проблем управления кадровым потенциалом таможенной службы является низкий уровень организации трудовой деятельности таможенных служащих и нерациональность в использовании их потенциала. Проблемы в первую очередь связаны с наличием несовершенств в организационной структуре учреждений и неэффективным использованием современных методов и технологий организации трудовой деятельности.

Стала очевидной необходимость пересмотра и коренного изменения принципов формирования кадровой политики. В качестве такой основы наиболее перспективным является использование программно-целевого управления.

Данные о современном состоянии системы и прогноз на будущее увеличивает вероятность принятия правильного управленческого решения. Технологическую схему принятия решения в качестве составного компонента включается информационно-управляющая технология, которая обеспечивает информационную и интеллектуальную поддержку управленческой деятельности на основе применения аналитических методов и средств, экспертных систем, систем поддержки принятия решений, типовых сценариев управления. Происходит перераспределение функций между человеком и информационной системой и изменение роли человека в процессе подготовки и принятия решений.

В таможенном деле существует целый ряд проблем, решение которых требует незамедлительного урегулирования. Одной из актуальных проблем таможенной деятельности является повышение эффективности проведения таможенного контроля при перемещении граждан, товаров и транспортных средств коммерческого назначения через таможенную границу. Решение этой проблемы целесообразно начать с внедрения новейших информационных технологий, позволяющих усовершенствовать таможенный контроль, эффективно и своевременно применять современные технические средства контроля с целью выявления и предупреждения различных видов нарушений таможенных правил. Таким образом, существует острая необходимость в создании межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, используемой при осуществлении всех видов государственного контроля соответствующими службами. Кроме того, данная система поможет минимизировать сроки проведения таможенных процедур, например, электронное оформление и декларирование грузов, предварительное информирование о готовящихся внешнеторговых сделках и их участниках.

Процессы глобализации, развития экономических связей, информатизация важнейших аспектов жизни людей и другое приводит к усложнению ориентации не только коммерческих фирм, но и государственных служб, что означает, с одной стороны, возрастание роли управления ими, а с другой – качественные изменения во всей структуре и методах управления. Выполнение данных обязательств обеспечивается путем применения современных методов, таких как контроль на основе управления рисками, стандартизации и унификации таможенных процедур и использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, создание и внедрение новых информационных технологий является одним из этапов повышения эффективности контроля, направленных на совершенствование таможенных операций: информационную поддержку в деятельности государственных организаций, в упрощении сбора и обработки статистических данных о количестве и характере перемещаемых грузов, полноте загрузки транспортных средств, в снижении рисков при осуществлении внешнеэкономических операций. При создании и внедрении таких информационных моделей существует вероятность появления ошибок при сравнении априорных знаний с текущими данными, для предупреждения чего необходимо, при формировании «черных» и «белых» списков, пользоваться более точными (всесторонними) данными, полученными от различных государственных служб.

Статья на тему актуальные проблемы таможенного дела